Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения
«карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение
самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени...
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга» описывает бедственное
положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым
символом в русской классической литературе.
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной критике в
периодической печати того времени. Сразу же после публикации произведения в
1898 году посыпались многочисленные упреки в том, что сюжет произведения затянут,
рассказ скучен и невыразителен.
А.Н. Островский пришел в литературу, имея много нового, непривычного
материала. Проработав несколько лет в Московском совестном суде, он был хорошо
знаком с купеческим Замоскворечьем. Этот уголок Москве жил своеобразной, ранее никому
неведомой жизнью.
Символично, что первая реплика в пьесе принадлежит Е. Лопахину.
Это подчеркивает важность данного персонажа для раскрытия идейного содержания пьесы.
Примечательно, что герой сам себе дает характеристику.
Рассказ А.П. Платонова «Фро» представляет собой зарисовку
из жизни одной обыкновенной семьи. Отец молодой женщины Фроси работает
резервным механиком. На примере этого образа Платонов показывает трагедию
человека, которому нереализованная жажда деятельности не дает покоя.
Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя
он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем
упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как
русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская
война, а также Великая Отечественная война.
Роман «Мастер и Маргарита» — центральное произведение
творчества М.А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной
структурой: действие романа разворачивается в трех различных планах.
М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был
предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь
хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая
гвардия» происходит в том самом знаменитом доме №13 на Андреевском спуске...
Уже само название рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных
героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении
немало философских обобщений.
Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается поэтичной
картиной зимней донской степи. Уже в этом небольшом описании читатель
угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар,
болен и все время думает о сыне, пропавшем в войну без вести.
Роман «Тихий Дон» является не только центральным произведением
творчества М. Шолохова, но и одним из самых «громких», узловых романов XX века.
В центре романа — жизнь казаков в период войны и революции. Публиковался он с
большими трудностями и текстовыми доработками с 1928 по 1940 год.
В рассказе И.С. Шмелева «Небывалый обед» умело сочетается
описательная сторона сюжета, призванная запечатлеть народные традиции
праздничного застолья, и аналитическая линия, в ходе которой автор поднимает
важнейшие проблемы, связанные с национальным характером и самосознанием.
Небольшой рассказ И.С. Шмелева «Мартын и Кинга» совершенно
лишен экспозиции. Автор моментально вводит читателя в курс событий. Впервые
рассказ был опубликован в 1934 году в Париже (в газете «Возрождение»). Таким
образом, сюжетом его является воспоминание автора о жизни в России.
Написанная М.А. Алдановым в 1921 году повесть «Святая
Елена, маленький остров» входит в тетралогию «Мыслитель», куда еще включены
романы «Девятое термидора», «Чертов мост» и «Заговор».
Рассказ М.А. Алданова «Бельведерский торс» — это повествование
о жизненном пути человека, который обречен стать частью истории, зеркальным
отражением своей эпохи. Действие произведения происходит в Италии XVI века.
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» — центральное произведение
в раскрытии петровский темы в творчестве писателя. Однако объектом изображения
в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха
реформ и потрясений...
Рассказ «День Петра» был написан в 1918 году. Это время
глобальных общественных перемен, а в такие узловые моменты эпохи закономерен
писательский интерес к истории, ее славным страницам.
Повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» можно
поставить в один ряд с такими произведениями писателя, как «Иуда Искариот»,
«Христиане», «Сын человеческий», «Анатома», «Савва», составляющими
богоборческую линию в творчестве писателя.
В «Рассказе о семи повешенных» Л.Н. Андреев исследует
психологическое состояние героев, приговоренных к казни. Каждый персонаж
произведения переживает близость смертного часа по-своему. Сперва Л.Н. Андреев
рассказывает о муках тучного министра, спасающегося от покушения террористов,
о котором ему доложили.
Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной
душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за
подавление собственной личности, индивидуальности.
Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто
сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике
произведением А.П. Чехова «Ванька».
Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и
опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения
легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе
Николаеве.
Рассказ «Срезал» чрезвычайно важен для понимания авторского
мировоззрения. Известно, что В.М. Шукшин придавал ему особое значение. В
центре произведения — фигура Глеба Капустина — начитанного и ехидного мужика.
Особую страсть питает он к горожанам: любит помериться с ними силой
интеллекта.
В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как
подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении
противопоставлены два героя: старик Никитич, одиноко живущий в тайге, и
городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в
избушку на огонек.
Рассказ Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже» начинается как
веселый анекдот: по ошибке в приказе появилось новое лицо — подпоручик Киже,
которого на самом деле в Преображенском полку вовсе не было.
Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю.В.
Трифонов убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и
наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает
псевдоинтеллигентское начало.
Ю.П. Казаков в рассказе «Голубое и зеленое» выступает как
мастер создания городского пейзажа. Герои произведения знакомятся «на дне
глубокого двора». «Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна
голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор.
Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» напоминает
детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и
табак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это
глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного
чувства.