Задачи: выделить сказочные мотивы в
истории, рассказанной П.Бажовым; определить типы
персонажей, соотнести их облик с ролью в
событиях; рассмотреть события по "бытовому”
варианту и сказочному; попытаться осознать
значение конца истории как определяющего её
жанр.
Представление о том, что сюжет произведения
может состоять из нескольких "пластов”,
развивается и проясняется при чтении сказа
Бажова «Серебряное копытце». В составе его
событий явно прослеживаются два пласта: бытовой
и архаический, фольклорно-мифологический.
При этом реально-бытовые черты в описании
событий и поступков персонажей (вплоть до их
речи) присутствуют в этом произведении от начала
и до конца истории. В то же время в каждом событии
сквозь его "бытовую” оболочку сквозит,
просвечивает и легко угадывается сказочный
мотив.
Так, старый охотник Кокованя берёт на
воспитание девочку-сироту, лишнюю в доме
многодетных соседей, временно давших ей приют. И
размышления старика, и раздражённые слова
хозяйки избы, и разговор между Кокованей и
Дарёнкой — все детали этого события
воспроизводят быт уральской деревни во времена,
достаточно удалённые от современного читателя.
Но уже в начальном эпизоде просматриваются
несколько сказочных мотивов. Родители девочки
умерли, соседи хотят от неё избавиться (мотив
начальной беды в сказках о сироте или мачехе и
падчерице); рядом с девочкой трётся кошка и
мурлычет особенно громко, как будто говорит
по-человечески (мотив чудесного животного);
Кокованя забирает (спасает) и девочку, и кошку
(поступок, обеспечивающий в дальнейшем
вознаграждение).
Точно так же "удвоение” смысла прослеживается
во всех последующих событиях. Дарёнка
оказывается умелой помощницей и хорошо ведёт
хозяйство (мотив трудных задач). Старый охотник
рассказывает ей о необыкновенном козлике (мотив
чудесного животного). Кокованя для зимней охоты
вместе с Дарёнкой и кошкой временно поселяются в
лесной избушке (мотив дома в лесу). Дарёнка
остаётся в избушке одна (мотив испытания) и видит
"чудесного дарителя”.
Если ученики не сумеют самостоятельно увидеть
все фольклорные мотивы, учитель может подсказать
им, поставив несколько вопросов. Например:
— Какую роль играют в сказке, где герой
добывает богатство из иного мира, кот или кошка?
(«Волшебное кольцо», «Кот в сапогах»).
— Каким героям сказок обычно удаётся добыть
чудесное животное или получить с его помощью
богатство? (Свинка золотая щетинка, утка золотые
пёрышки и золотогривый конь; «Хаврошечка»). Чем
похожи на них герои Бажова?
— С какой целью автор заканчивает историю
замечанием о хризолитах?
Финальное событие, которое больше напоминает
сказочное действие, имеет в конце "реальное”
объяснение: козлик с ветвистыми рожками бьёт
серебряным копытцем по крыше Кокованиной лесной
избушки, осыпая её сияющими камешками. И кошка
Мурёнка сидит рядом с ним. Кокованя, вовремя
вернувшийся из деревни, успевает набрать полную
шапку самоцветов (мотив вознаграждения), а к утру
снег заметает следы ночного чуда.
В заключительных словах истории, замещающих
сказочную присказку, говорится о
камешках-хризолитах, которые находят люди в той
лощине, где стояла лесная избушка Коковани. Таким
образом, и сказочный, и бытовой сюжет получают
новое освещение. Сказочные мотивы в событиях
приобретают значение мифа, а бытовые подробности
делают рассказ местным уральским поверьем о
происхождении камня-самоцвета. |