Суббота, 22.06.2024, 02:33


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Черты сказового сюжета в сказке Павла Бажова «Серебряное копытце»

Задачи: выделить сказочные мотивы в истории, рассказанной П.Бажовым; определить типы персонажей, соотнести их облик с ролью в событиях; рассмотреть события по "бытовому” варианту и сказочному; попытаться осознать значение конца истории как определяющего её жанр.

Представление о том, что сюжет произведения может состоять из нескольких "пластов”, развивается и проясняется при чтении сказа Бажова «Серебряное копытце». В составе его событий явно прослеживаются два пласта: бытовой и архаический, фольклорно-мифологический.

При этом реально-бытовые черты в описании событий и поступков персонажей (вплоть до их речи) присутствуют в этом произведении от начала и до конца истории. В то же время в каждом событии сквозь его "бытовую” оболочку сквозит, просвечивает и легко угадывается сказочный мотив.

Так, старый охотник Кокованя берёт на воспитание девочку-сироту, лишнюю в доме многодетных соседей, временно давших ей приют. И размышления старика, и раздражённые слова хозяйки избы, и разговор между Кокованей и Дарёнкой — все детали этого события воспроизводят быт уральской деревни во времена, достаточно удалённые от современного читателя. Но уже в начальном эпизоде просматриваются несколько сказочных мотивов. Родители девочки умерли, соседи хотят от неё избавиться (мотив начальной беды в сказках о сироте или мачехе и падчерице); рядом с девочкой трётся кошка и мурлычет особенно громко, как будто говорит по-человечески (мотив чудесного животного); Кокованя забирает (спасает) и девочку, и кошку (поступок, обеспечивающий в дальнейшем вознаграждение).

Точно так же "удвоение” смысла прослеживается во всех последующих событиях. Дарёнка оказывается умелой помощницей и хорошо ведёт хозяйство (мотив трудных задач). Старый охотник рассказывает ей о необыкновенном козлике (мотив чудесного животного). Кокованя для зимней охоты вместе с Дарёнкой и кошкой временно поселяются в лесной избушке (мотив дома в лесу). Дарёнка остаётся в избушке одна (мотив испытания) и видит "чудесного дарителя”.

Если ученики не сумеют самостоятельно увидеть все фольклорные мотивы, учитель может подсказать им, поставив несколько вопросов. Например:

— Какую роль играют в сказке, где герой добывает богатство из иного мира, кот или кошка? («Волшебное кольцо», «Кот в сапогах»).

— Каким героям сказок обычно удаётся добыть чудесное животное или получить с его помощью богатство? (Свинка золотая щетинка, утка золотые пёрышки и золотогривый конь; «Хаврошечка»). Чем похожи на них герои Бажова?

— С какой целью автор заканчивает историю замечанием о хризолитах?

Финальное событие, которое больше напоминает сказочное действие, имеет в конце "реальное” объяснение: козлик с ветвистыми рожками бьёт серебряным копытцем по крыше Кокованиной лесной избушки, осыпая её сияющими камешками. И кошка Мурёнка сидит рядом с ним. Кокованя, вовремя вернувшийся из деревни, успевает набрать полную шапку самоцветов (мотив вознаграждения), а к утру снег заметает следы ночного чуда.

В заключительных словах истории, замещающих сказочную присказку, говорится о камешках-хризолитах, которые находят люди в той лощине, где стояла лесная избушка Коковани. Таким образом, и сказочный, и бытовой сюжет получают новое освещение. Сказочные мотивы в событиях приобретают значение мифа, а бытовые подробности делают рассказ местным уральским поверьем о происхождении камня-самоцвета.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (28.05.2013)
Просмотров: 5726 | Теги: его творчество характеризует глубок, произведениях Шукшина дано лаконичн, на первы | Рейтинг: 3.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0