Задачи: выделить главные события в сказке
«Крупеничка»; увидеть в каждом из них
фольклорные мотивы; увидеть в действиях
персонажей и в деталях описания мифологические
мотивы; выяснить их роль в каждом событии;
попытаться выявить сюжетную последовательность
мифологических мотивов; на этом основании
сделать заключение о смысловом различии двух
вариантов архаического сюжета.
Началом рассуждений о смысле и особенностях
прочитанной сказки может послужить задание:
выделить главные события, о которых
рассказывается в «Крупеничке». Их четыре:
похищение красавицы; встреча мамушки Варварушки
с чудесным помощником; переход границы и
пребывание в ином мире; обратный переход границы
и воскресение Крупенички.
При первом взгляде на тип событий и их
последовательность складывается впечатление,
что действие разворачивается по сюжету
волшебной сказки. В составе каждого события
можно указать на фольклорные мотивы, то есть
проделать достаточно знакомую ученикам работу.
Но не всё так просто. Во втором задании внимание
читателей обращается на детали в облике и
поступках персонажей, которые не встречаются в
волшебных сказках. Какой смысл имеет цвет
халатов всадников-похитителей: "один зелёный —
точно трава, другой серый — точно дорога, третий
— коричневый, как сосновый ствол”? Почему
старичок превращает Варварушку в посох, а
Крупеничку в семечко, а не наоборот? Какой смысл
имеет дважды повторённая песенка и почему в
конце истории её содержание несколько меняется?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно читать
текст сначала и обращать внимание на описание
каждого мотива, входящего в состав уже узнанного
и названного события. Так, в первом событии,
обозначенном как похищение, не только сказано,
что дочь воеводы была необыкновенная красавица,
но добавлено, что люди пели здравицу в её честь.
Затем действие развивается традиционно по
сказочному сюжету: пошла красавица с мамушкой
Варварушкой на озеро, а попала в густой лес
(сказочный мотив границы). Дорогою мамушка всё
говорила про одолень-траву, которая бережёт от
всякой напасти, что не характерно для сказки,
поскольку в сказочном действии запрет должен
оберечь героиню.
Затем появляются татары-наездники, одетые
специально для похищения красавицы в цветные
халаты: зелёный, серый и коричневый. То, что
похищение происходит в лесу, оправдывает цвета
одежды как защитные, неотличимые от лесной травы,
деревьев и земли, но такой способ "невидимости”
для похитителя в сказках не встречается.
Далее различия в действиях сказочных
персонажей и персонажей «Крупенички» становятся
ещё более очевидными. Красавицу ищет не добрый
молодец (жених или случайный доброхот), а мамушка
Варварушка заклинает плачем и причитанием
одолень-траву (некая природная сила) вернуть
Крупеничку. В этом моменте наблюдаемые ранее
различия в описании сказочных мотивов
фокусируются и могут напомнить миф о красавице
Персифоне, похищенной богом смерти. Персифону
искала её мать, богиня Деметра, и горе Деметры
было столь велико, что вся природа стала увядать.
Отголоски этого мифа явно прослеживаются в
описании первого события в «Крупеничке» и
позволяют сделать предположение, что происходит
наложение значений сказочных мотивов и
мифологических.
Подтвердить эту гипотезу позволяет
внимательное рассмотрение состава следующих
событий, а также их описание. Второе событие по
своему очевидному, узнаваемому сразу значению
понимается читателем как переход границы.
Переход изображается в соответствии со
сказочным мотивом: рядом с мамушкой появляется
старичок, чудесным образом (взмахнул рукавом)
превращает мамушку в посох и вместе с ним
достигает места, где пребывает похищенная
красавица. Но старичок называет себя
Одолень-трава, то есть именем той самой природной
силы, которую призывала на помощь Варварушка. И
превращает он её в посох, то есть в сухое дерево,
со словами: "Будь мне помощницей на пути”.
Получается, что персонажи как бы меняются ролями:
Варварушка становится помощником чудесного
помощника.
Третье событие — пребывание в ином мире. И
здесь также значение сказочных мотивов
соседствует с мифологическими мотивами.
Сказочные персонажи, попав в иной мир, чтобы
вернуть похищенное, вступают в поединок с
противником или решают трудные задачи. Действие
в «Крупеничке» развивается по второму варианту.
Старичок ставит перед Варварушкой трудную
задачу — подхватить с земли малое зёрнышко и не
обронить его во весь обратный путь. Сам же
старичок действует хитростью, обманом и магией —
отвлекает внимание стражи, превращает
Крупеничку в семечко, а Варварушку вместе с
семечком в посох и пересекает границу в обратном
направлении. В этом событии есть сопутствующий
пребыванию в ином мире мотив встречи двух
персонажей и запрета на узнавание. Крупеничка
видит Варварушку, но не должна показать, что
узнала её.
Четвёртое событие по значению входящих в его
состав мотивов в большей степени напоминает миф,
чем первые три. Старичок приходит на то самое
озеро, на берегу которого горевала Варварушка (а
не в дом к воеводе, по варианту сказки). Озеро
покрыто цветами одолень-травы, что предвещает
благополучный исход. Старичок превращает посох,
бросив его оземь и обведя рукавом, в мамушку
Варварушку (сказочный мотив). Но для превращения
семечка в красавицу-девицу разыгрывается другое
действие: старичок выбирает "поле, никогда не
паханное (то есть заповедное, не посещаемое
людьми), и землю, никогда не сеянную”. В
эту землю кидает он семечко. Происходит
раздвоение чудесного предмета. Перед
Варварушкой стоит живая Крупеничка, а на поле из
её чудесного покрова-семени вырастает
невиданное доселе растение — гречиха. Ритуал
воскресения в этом случае мифологический, не
сказочный, что подчёркивается финалом истории.
Обычно сказка заканчивается свадьбой
красавицы с её избавителем или возвращением её в
родной дом с богатым приданым. В данном случае о
свадьбе ничего не говорится, а богатство, которое
принесла Крупеничка из иного мира (царства
мёртвых), — это прекрасное растение, дающее жизнь
людям. Поэтому история заканчивается
песней-здравицей в честь растения, которым
дарует земля людей, а сказка о похищенной
красавице приобретает смысл мифа о
происхождении культурного злака.
На смысловое значение конца, по-новому
освещающего все события, направляет внимание
читателей-учеников на последний вопрос: как
называются фольклорные истории, в которых
рассказывается о происхождении растений,
животных, обычаев?
События сказки приводят к счастливому, но
единственному концу для её героев. В финале
сказочной истории сказитель сообщает о себе ("и
я там был, мёд-пиво пил” и т.п.) и о способе
рассказывания как вымысле.
События, о которых рассказывает миф,
принадлежат вечности. Раз возникнув, они
постоянно присутствуют в мире или повторяются.
Вот почему ежегодно во время сева народ славит
гречиху-кормилицу, совершая положенные для
получения высокого урожая обряды.
Но и это ещё не всё. Следует обратить внимание
учеников на детали изображённых событий. В
первую очередь можно отметить имена персонажей,
их статус (воевода Всеслав, дочь воеводы
Крупеничка, мамушка Варварушка, военачальник
Талантай). Затем обратить внимание на места
действия (лес, поле, озеро, становище татарского
войска, караван с дорогими дарами и наложницами
для хана), а также на внешний вид и поступки
персонажей (прищурили наездники хитрые глаза,
улыбнулись друг другу одними углами губ, задорно
встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и
поехали-поскакали с молодецким покриком). Все
эти подробности рисуют картину, близкую
реально-исторической. У читателя создаётся
впечатление, что события происходят во времена
татаро-монгольского нашествия на Русь; таким
образом, рассказанная Н.Телешовым история
приобретает смысл не только мифа о происхождении
растения, но также черты национального предания. |