Воскресенье, 11.12.2016, 01:24

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Фольклорные и мифологические мотивы в сказке Николая Телешова «Крупеничка»

Задачи: выделить главные события в сказке «Крупеничка»; увидеть в каждом из них фольклорные мотивы; увидеть в действиях персонажей и в деталях описания мифологические мотивы; выяснить их роль в каждом событии; попытаться выявить сюжетную последовательность мифологических мотивов; на этом основании сделать заключение о смысловом различии двух вариантов архаического сюжета.

Началом рассуждений о смысле и особенностях прочитанной сказки может послужить задание: выделить главные события, о которых рассказывается в «Крупеничке». Их четыре: похищение красавицы; встреча мамушки Варварушки с чудесным помощником; переход границы и пребывание в ином мире; обратный переход границы и воскресение Крупенички.

При первом взгляде на тип событий и их последовательность складывается впечатление, что действие разворачивается по сюжету волшебной сказки. В составе каждого события можно указать на фольклорные мотивы, то есть проделать достаточно знакомую ученикам работу.

Но не всё так просто. Во втором задании внимание читателей обращается на детали в облике и поступках персонажей, которые не встречаются в волшебных сказках. Какой смысл имеет цвет халатов всадников-похитителей: "один зелёный — точно трава, другой серый — точно дорога, третий — коричневый, как сосновый ствол”? Почему старичок превращает Варварушку в посох, а Крупеничку в семечко, а не наоборот? Какой смысл имеет дважды повторённая песенка и почему в конце истории её содержание несколько меняется?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно читать текст сначала и обращать внимание на описание каждого мотива, входящего в состав уже узнанного и названного события. Так, в первом событии, обозначенном как похищение, не только сказано, что дочь воеводы была необыкновенная красавица, но добавлено, что люди пели здравицу в её честь. Затем действие развивается традиционно по сказочному сюжету: пошла красавица с мамушкой Варварушкой на озеро, а попала в густой лес (сказочный мотив границы). Дорогою мамушка всё говорила про одолень-траву, которая бережёт от всякой напасти, что не характерно для сказки, поскольку в сказочном действии запрет должен оберечь героиню.

Затем появляются татары-наездники, одетые специально для похищения красавицы в цветные халаты: зелёный, серый и коричневый. То, что похищение происходит в лесу, оправдывает цвета одежды как защитные, неотличимые от лесной травы, деревьев и земли, но такой способ "невидимости” для похитителя в сказках не встречается.

Далее различия в действиях сказочных персонажей и персонажей «Крупенички» становятся ещё более очевидными. Красавицу ищет не добрый молодец (жених или случайный доброхот), а мамушка Варварушка заклинает плачем и причитанием одолень-траву (некая природная сила) вернуть Крупеничку. В этом моменте наблюдаемые ранее различия в описании сказочных мотивов фокусируются и могут напомнить миф о красавице Персифоне, похищенной богом смерти. Персифону искала её мать, богиня Деметра, и горе Деметры было столь велико, что вся природа стала увядать. Отголоски этого мифа явно прослеживаются в описании первого события в «Крупеничке» и позволяют сделать предположение, что происходит наложение значений сказочных мотивов и мифологических.

Подтвердить эту гипотезу позволяет внимательное рассмотрение состава следующих событий, а также их описание. Второе событие по своему очевидному, узнаваемому сразу значению понимается читателем как переход границы. Переход изображается в соответствии со сказочным мотивом: рядом с мамушкой появляется старичок, чудесным образом (взмахнул рукавом) превращает мамушку в посох и вместе с ним достигает места, где пребывает похищенная красавица. Но старичок называет себя Одолень-трава, то есть именем той самой природной силы, которую призывала на помощь Варварушка. И превращает он её в посох, то есть в сухое дерево, со словами: "Будь мне помощницей на пути”. Получается, что персонажи как бы меняются ролями: Варварушка становится помощником чудесного помощника.

Третье событие — пребывание в ином мире. И здесь также значение сказочных мотивов соседствует с мифологическими мотивами. Сказочные персонажи, попав в иной мир, чтобы вернуть похищенное, вступают в поединок с противником или решают трудные задачи. Действие в «Крупеничке» развивается по второму варианту. Старичок ставит перед Варварушкой трудную задачу — подхватить с земли малое зёрнышко и не обронить его во весь обратный путь. Сам же старичок действует хитростью, обманом и магией — отвлекает внимание стражи, превращает Крупеничку в семечко, а Варварушку вместе с семечком в посох и пересекает границу в обратном направлении. В этом событии есть сопутствующий пребыванию в ином мире мотив встречи двух персонажей и запрета на узнавание. Крупеничка видит Варварушку, но не должна показать, что узнала её.

Четвёртое событие по значению входящих в его состав мотивов в большей степени напоминает миф, чем первые три. Старичок приходит на то самое озеро, на берегу которого горевала Варварушка (а не в дом к воеводе, по варианту сказки). Озеро покрыто цветами одолень-травы, что предвещает благополучный исход. Старичок превращает посох, бросив его оземь и обведя рукавом, в мамушку Варварушку (сказочный мотив). Но для превращения семечка в красавицу-девицу разыгрывается другое действие: старичок выбирает "поле, никогда не паханное (то есть заповедное, не посещаемое людьми), и землю, никогда не сеянную”. В эту землю кидает он семечко. Происходит раздвоение чудесного предмета. Перед Варварушкой стоит живая Крупеничка, а на поле из её чудесного покрова-семени вырастает невиданное доселе растение — гречиха. Ритуал воскресения в этом случае мифологический, не сказочный, что подчёркивается финалом истории.

Обычно сказка заканчивается свадьбой красавицы с её избавителем или возвращением её в родной дом с богатым приданым. В данном случае о свадьбе ничего не говорится, а богатство, которое принесла Крупеничка из иного мира (царства мёртвых), — это прекрасное растение, дающее жизнь людям. Поэтому история заканчивается песней-здравицей в честь растения, которым дарует земля людей, а сказка о похищенной красавице приобретает смысл мифа о происхождении культурного злака.

На смысловое значение конца, по-новому освещающего все события, направляет внимание читателей-учеников на последний вопрос: как называются фольклорные истории, в которых рассказывается о происхождении растений, животных, обычаев?

События сказки приводят к счастливому, но единственному концу для её героев. В финале сказочной истории сказитель сообщает о себе ("и я там был, мёд-пиво пил” и т.п.) и о способе рассказывания как вымысле.

События, о которых рассказывает миф, принадлежат вечности. Раз возникнув, они постоянно присутствуют в мире или повторяются. Вот почему ежегодно во время сева народ славит гречиху-кормилицу, совершая положенные для получения высокого урожая обряды.

Но и это ещё не всё. Следует обратить внимание учеников на детали изображённых событий. В первую очередь можно отметить имена персонажей, их статус (воевода Всеслав, дочь воеводы Крупеничка, мамушка Варварушка, военачальник Талантай). Затем обратить внимание на места действия (лес, поле, озеро, становище татарского войска, караван с дорогими дарами и наложницами для хана), а также на внешний вид и поступки персонажей (прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними углами губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали-поскакали с молодецким покриком). Все эти подробности рисуют картину, близкую реально-исторической. У читателя создаётся впечатление, что события происходят во времена татаро-монгольского нашествия на Русь; таким образом, рассказанная Н.Телешовым история приобретает смысл не только мифа о происхождении растения, но также черты национального предания.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (28.05.2013)
Просмотров: 1386 | Теги: его творчество характеризует глубок, произведениях Шукшина дано лаконичн, на первы | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0