Н.М.Карамзин первый в
русской литературе овладел новым творческим методом – сентиментализм.
Идейная основа сентиментализма, протест против испорченности аристократического
общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в
движениях души, мыслях, чувствах,
стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе»; элегические и
пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Образцом
сентиментализма стала повесть «Бедная Лиза». Ёе фабула очень проста – это
любовь. Но главное здесь те чувства, которые должна была пробудить в читателе.
Поэтому главным героем в повести становится повествователь, который с грустью и
сочувствием рассказывает читателю о печальной судьбе и переживаниях героев.
Чтобы раскрыть чувственный мир бедной крестьянки Лизы и богатого дворянина
Эраста, Н.М.Карамзин использует вводные слова и предложения, обращения,
междометия.
Роль вводных слов и словосочетаний.
Вводные словосочетания – это вводные слова, сочетания
слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё
отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова и словосочетания выражают те
или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и часто
закрепляются за функциональным стилем ре
Рассмотрим роль
вводных слов в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В произведении их очень
много, и они встречаются в репликах героев и речи повествователя: верно, может быть, однако ,казалось,
конечно, я думаю, надобно, видно, мне кажется.
Обратим внимание
на слова матушки, обращенные к Лизе: «…там, сказывают, будут все веселы..»; «я,
верно, весела буду…»; «…может быть, сыщется
добрый человек…».
Вводные слова верно,
может быть выражают неуверенность, предположение, сомнение; сказывают – надежду, возможность.
«Однако ж, Лиза, лучше кормится трудами своими…» вводное слово; однако ж обозначает возможность выбора,
предположения. Вводные слова верно,
сказывают, однако ж относятся к разговорному стилю.
В речи Лизы
встречаются вводные слова, например: «…теперь думаю, что без тебя жизнь не
жизнь, а грусть и скука.»; «…мне
казалось, что я умираю, что душа моя…». Вводное слово мне казалось выражает неуверенность, сомнение, предположение.
В речи
Эраста так же присутствуют вводные слова
и предложения, например, в обращении к Лизе и её матушке: « Я думаю, что
прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля»; «Мне
хотелось бы, чтобы, чтобы дочь твоя
никому, кроме меня, не продавала своей работы.».
Вводное
предложение я думаю упорядочивает
речь Эраста.
Можно сделать вывод,
что при помощи вводных слов и предложений герои выражают разные чувства:
уверенность или неуверенность, предположение, сомнение, надежду.
Вводные слова
используются в речи героев с целью привлечения внимания собеседника.
Повторение
повествователем вводных слов и предложений придаёт его речи неуверенность
и сомнение, в то же время он сопереживает своим героям, вводные слова позволяют
упорядочить мысли повествователя «…оно , и в самом деле, показалось ей отменно
приятным…»; « Итак, Эраст обманул Лизу, сказав, что он едет в армию».
Роль
обращений.
Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее
того, к кому ил Карамзина «Бедная Лиза
и чему адресована ( обращена) речь. Обращения выделяются
экспрессивной окраской и функционально – стилевой закреплённостью. Рассмотрим
функцию обращений в повести Н.М.Карамзина « Бедная Лиза».
Обращения в повести выполняют не только звательную
функцию, но и оценочную и изобразительную. Позволяют ярче выразить чувства уважения,
ласки, любви и тревоги, что очень важно для творческого метода сентиментализма.
Распространённые обращения (имеют зависимые слова) помогают лучше передать чувства и эмоции, чем
нераспространённые (состоит из одного слова). При помощи обращений устанавливаются
взаимоотношения между героями. Большинство обращений несут положительную
оценку, хотя могут приобретать отрицательный характер.
Обратим внимание
на обращения Эраста к Лизе и матушке: «Всегда,
милая Лиза, всегда!»; «Могу,
любезная, Лиза, могу…»;
«Любезная Лиза!»; « Здравствуй, добрая старушка!»; «Здравствуй милый
пастушок!». Эти распространённые
обращения выражают любовные отношения Эраста к Лизе: ласку и нежность к её
матушке. Когда ему нужно расстаться с Лизой, обращения к ней меняются. В конце произведения
обращения становятся не такими выразительными, ласковыми, чувствительными и
искренними. Они стали нераспространёнными: «Лиза! Обстоятельства
переменились…»; «Завтра, Лиза, не могу с тобой видеться».
Лиза обращается
к Эрасту нераспространёнными
обращениями, но они с положительной оценкой, произносятся с любовью.
Матушка Лизы
обращается к Эрасту с уважением, ласково «Да как же нам называть тебя, добрый,
ласковый барин?»
Повествователь
ведёт диалог с читателём и обращается к нему: «Теперь читатели должны знать…».
Этот приём непрямого обращения он использует для того, чтобы расчувствовать
читателя, привлечь внимание к судьбе Лизы.
Вывод, обращения
в повести выполняют не только звательную функцию, но и оценочную и изобразительную.
Позволяют ярче выразить чувства
уважения, ласки, любви и тревоги, что очень важно для творческого метода
сентиментализма. При помощи обращений устанавливается взаимоотношения между
героями.
Роль междометий.
Междометия – это неизменяемые слова, которые не относятся
ни к знаменательным, ни к служебным
частям речи.
Междометия используются для выражения чувств (страха,
радости, сомнения, удивления, грусти, тревоги и др.), некоторых форм общения (
приветствия, прощания, пожелания, просьбы и т.д.).
Междометия – это слова, выражающие чувства настроения и
пробуждения, но не называющие их.
Рассмотрим роль
междометий в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В произведении очень часто
встречаются междометия «ах». В
словаре С.И.Ожегова у междометия «ах» даны такие значения: восклицание при
удивлении, восхищении, испуге и т.п. чувствах. « Ах, Эраст! Я плакала!»; « Ах!
Матушка...»; «Ах, когда так, то поезжай, поезжай…»; «Ах, для чего я не умею ни
читать, ни писать». Данные междометия выражают различные чувства сожаления,
восхищение, испуг.
Вывод, с помощью
одного междометия « ах» герои выражают различные чувства в повести.
Итак,
наблюдая за функциями вводных слов, обращений, междометий можно сделать выводы:
Вводные слова и предложения
а) передают различные чувства героев;
б) используются в тексте с целью привлечения внимания
собеседника или читателя;
в) придают речи экспрессивную окраску;
г) позволяют упорядочить мысли.
2. Обращения
а) выражают чувства уважения, ласки, тревоги, любви,
безразличия;
б) распространённые обращения помогают лучше передать
чувства и эмоции, чем нераспространённые;
в) служат средством установления взаимоотношений между
героями.
3. Междометия
а) помогают выразить различные чувства;
б) одно и то же междометие может выражать разные чувства:
«ах» - радость, огорчение, любовь, сожаление.
Таким образом, Н.М.Карамзин в повести «Бедная Лиза» с
помощью таких синтаксических
конструкций, смог передать самые тонкие оттенки чувств своих героев. |