Пятница, 09.12.2016, 01:03

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Анализ синтаксических конструкций в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Н.М.Карамзин первый в  русской литературе овладел новым творческим методом – сентиментализм. Идейная основа сентиментализма, протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях  души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе»; элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

    Образцом сентиментализма стала повесть «Бедная Лиза». Ёе фабула очень проста – это любовь. Но главное здесь те чувства, которые должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем в повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает читателю о печальной судьбе и переживаниях героев. Чтобы раскрыть чувственный мир бедной крестьянки Лизы и богатого дворянина Эраста, Н.М.Карамзин использует вводные слова и предложения, обращения, междометия.

 

    Роль вводных слов и словосочетаний.

Вводные словосочетания – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова и словосочетания выражают те или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и часто закрепляются за функциональным стилем ре

 Рассмотрим роль вводных слов в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В произведении их очень много, и они встречаются в репликах героев и речи повествователя: верно, может быть, однако ,казалось, конечно, я думаю, надобно, видно, мне кажется.

   Обратим внимание на слова матушки, обращенные к Лизе: «…там, сказывают, будут все веселы..»; «я, верно, весела буду…»; «…может быть,  сыщется добрый человек…».

 Вводные слова  верно, может быть выражают неуверенность, предположение, сомнение; сказывают – надежду, возможность. «Однако ж, Лиза, лучше кормится трудами своими…» вводное слово; однако ж обозначает возможность выбора, предположения. Вводные слова верно, сказывают, однако ж относятся к разговорному стилю.

  В речи Лизы встречаются вводные слова, например: «…теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука.»;  «…мне казалось, что я умираю, что душа моя…». Вводное слово мне казалось выражает неуверенность, сомнение, предположение.

  В речи Эраста  так же присутствуют вводные слова и предложения, например, в обращении к Лизе и её матушке: « Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля»; «Мне хотелось бы, чтобы, чтобы дочь  твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы.».

 Вводное предложение я думаю упорядочивает речь Эраста. 

 Можно сделать вывод, что при помощи вводных слов и предложений герои выражают разные чувства: уверенность или неуверенность, предположение, сомнение, надежду.

  Вводные слова используются в речи героев с целью привлечения внимания собеседника.

  Повторение повествователем  вводных слов  и предложений придаёт его речи неуверенность и сомнение, в то же время он сопереживает своим героям, вводные слова позволяют упорядочить мысли повествователя «…оно , и в самом деле, показалось ей отменно приятным…»; « Итак, Эраст обманул Лизу, сказав, что он едет в армию».

    

                 Роль обращений.

Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому ил Карамзина «Бедная Лиза

и чему адресована ( обращена) речь. Обращения выделяются экспрессивной окраской и функционально – стилевой закреплённостью. Рассмотрим функцию обращений в повести Н.М.Карамзина « Бедная Лиза».

Обращения в повести выполняют не только звательную функцию, но и оценочную и изобразительную. Позволяют ярче выразить чувства уважения, ласки, любви и тревоги, что очень важно для творческого метода сентиментализма. Распространённые обращения (имеют зависимые слова)  помогают лучше передать чувства и эмоции, чем нераспространённые (состоит из одного слова). При помощи обращений устанавливаются взаимоотношения между героями. Большинство обращений несут положительную оценку, хотя могут приобретать отрицательный характер.

 Обратим внимание на обращения Эраста к Лизе и матушке: «Всегда,  милая Лиза, всегда!»; «Могу,  любезная,   Лиза, могу…»; «Любезная  Лиза!»;  « Здравствуй,   добрая старушка!»; «Здравствуй милый пастушок!».  Эти распространённые обращения выражают любовные отношения Эраста к Лизе: ласку и нежность к её матушке. Когда ему нужно расстаться с Лизой, обращения  к ней меняются. В конце произведения обращения становятся не такими выразительными, ласковыми, чувствительными и искренними. Они стали нераспространёнными: «Лиза! Обстоятельства переменились…»; «Завтра, Лиза, не могу с тобой видеться».

   Лиза обращается к Эрасту  нераспространёнными обращениями, но они с положительной оценкой, произносятся с любовью.

 Матушка Лизы обращается к Эрасту с уважением, ласково «Да как же нам называть тебя, добрый, ласковый барин?»

  Повествователь ведёт диалог с читателём и обращается к нему: «Теперь читатели должны знать…». Этот приём непрямого обращения он использует для того, чтобы расчувствовать читателя, привлечь внимание к судьбе Лизы.

   Вывод, обращения в повести выполняют не только звательную функцию, но и оценочную и изобразительную. Позволяют ярче выразить чувства  уважения, ласки, любви и тревоги, что очень важно для творческого метода сентиментализма. При помощи обращений устанавливается взаимоотношения между героями.

 

 Роль междометий.

 

Междометия – это неизменяемые слова, которые не относятся ни к знаменательным,  ни к служебным частям речи.

Междометия используются для выражения чувств (страха, радости, сомнения, удивления, грусти, тревоги и др.), некоторых форм общения ( приветствия, прощания, пожелания, просьбы и т.д.).

Междометия – это слова, выражающие чувства настроения и пробуждения, но не называющие их.

    Рассмотрим роль междометий в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В произведении очень часто встречаются междометия «ах». В словаре С.И.Ожегова у междометия «ах» даны такие значения: восклицание при удивлении, восхищении, испуге и т.п. чувствах. « Ах, Эраст! Я плакала!»; « Ах! Матушка...»; «Ах, когда так, то поезжай, поезжай…»; «Ах, для чего я не умею ни читать, ни писать». Данные междометия выражают различные чувства сожаления, восхищение, испуг. 

Вывод,  с помощью одного междометия « ах» герои выражают различные чувства в повести.

      Итак, наблюдая за функциями вводных слов, обращений, междометий можно сделать выводы:

Вводные слова и предложения

а) передают различные чувства героев;

б) используются в тексте с целью привлечения внимания собеседника или читателя;

в) придают речи экспрессивную окраску;

г) позволяют упорядочить мысли.

2. Обращения

а) выражают чувства уважения, ласки, тревоги, любви, безразличия;

б) распространённые обращения помогают лучше передать чувства и эмоции, чем нераспространённые;

в) служат средством установления взаимоотношений между героями.

3. Междометия

а) помогают выразить различные чувства;

б) одно и то же междометие может выражать разные чувства: «ах» - радость, огорчение, любовь, сожаление.

 

Таким образом, Н.М.Карамзин в повести «Бедная Лиза» с помощью таких синтаксических  конструкций, смог передать самые тонкие оттенки чувств  своих героев.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (09.11.2012)
Просмотров: 2084 | Теги: его творчество характеризует глубок, произведениях Шукшина дано лаконичн, на первы | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0