Четверг, 18.04.2024, 06:40


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»
17.03.2015, 10:02
  Прежде чем провести урок по этой теме, учителю необходимо выяснить, какие стихотворения И. А. Бунина дети уже читали в начальной школе. Будем иметь в виду, что программы по литературному чтению сильно отличаются друг от друга. Вот перечень знакомых детям стихотворений Бунина (очевидно, неполный): «Розы», «Родине», «Листопад», «Матери». Учитель рассказывал о биографии Бунина, опираясь на материал учебника (часть вторая, с. 3—4).

      I. Артикуляционная разминка

      II. Стихотворения И. А. Бунина
      После разминки вспомним уже знакомые детям стихотворения Бунина. Стихотворение «Листопад» («Лес, точно терем расписной...»), как правило, хорошо известно детям. Попросим их прочитать выразительно это стихотворение, обратим внимание на яркость, красочность, праздничность описания.
      Так же ярок и прекрасен мир в стихотворении И. А. Бунина «Розы».

И. А. БУНИН

РОЗЫ

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись —
Две чаши, полные огня.

В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душного истома
Струила сладкий аромат.

Порою, звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул... Но пели пчелы,
Звенели мухи — день сиял.

Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых...
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их —

И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
      Совершенно другие интонации мы слышим в стихотворении «Родине»: глубокое сочувствие, сострадание и понимание слышится в бунинских строках.

РОДИНЕ

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, что сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
      К стихотворению «Помню — долгий зимний вечер...», данному в учебнике для 5 класса, наиболее близко стихотворение «Матери», включенное в учебник «Родная речь» 7. Вспомним и прочитаем это стихотворение:

МАТЕРИ

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?
      — Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?

      III. «Помню — долгий зимний вечер...»
      Учитель читает стихотворение «Помню — долгий зимний вечер...».
      — Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Знакома ли вам ситуация, которую описывает в стихотворении И. А. Бунин?
      — Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение?
      — Как вы можете охарактеризовать ритм стихотворения?
      — Найдите эпитеты. Какое впечатление они оставляют? Какой из эпитетов повторяется дважды?
      — Обратите внимание на рифмы. Первая и третья строки в строфе не рифмуются. Какое впечатление у слушателя вызывает такое построение строфы?
      Готовим выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений И. А. Бунина (по выбору учеников или учителя).
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3805 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0