Пятница, 19.04.2024, 09:09


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ

ОТ СКОРОГОВОРКИ ДО ПЕРЕВЕРТЫША Артикуляционная разминка. Скороговорки. Докучные сказки. Небылицы и перевертыши
17.03.2015, 09:08
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА

      В старину скороговорки назывались чистоговорками. При произнесении чистоговорок важна не скорость, а четкость звучания.
      Работать над четкостью артикуляции надо постепенно, добиваясь ясного произношения не всей скороговорки сразу, а отдельных слов и строк. Можно акцентировать внимание на определенных звуках.
      Мы рекомендуем разучивать с детьми (по возможности) каждый урок по одной новой скороговорке. Это положительно влияет на качество, темп и выразительность чтения, развивает память и воображение.

      Этапы работы над скороговоркой в классе
      1. Медленно читаем скороговорку. Обращаем внимание на ударения. Выделяем «рабочие» звуки, несколько раз произносим их.
      2. Читаем по строчке. Если надо, плавно проговариваем каждую строчку, словно пропеваем. Выявляем сложные места, проговариваем их несколько раз.
      3. Читаем скороговорку коллективно: голос учителя — ведущий.
      4. Несколько детей по очереди ритмично, но не спеша читают скороговорку целиком.
      5. Вместе проговариваем скороговорку, не глядя на записанный текст.
      6. Дети проговаривают скороговорку наизусть без учителя несколько раз, постепенно увеличивая темп.
      7. Несколько детей проговаривают скороговорку по одной строчке.
      8. Добившись чистого произношения, увеличиваем темп или варьируем интонации, передавая, например, радость, удивление, обиду; читаем скороговорку на крещендо или на деминуэндо.
      9. Разучивание новых скороговорок предваряем коллективным, затем индивидуальным повторением уже известных скороговорок.
      Большой интерес у детей вызывают докучные сказки, небылицы и перевертыши. Читая и разучивая их, как скороговорки, в классе и дома, мы стимулируем детское творчество и внимание к языку.

СКОРОГОВОРКИ

[б] — [п]
[б’] — [п’]

*

Добры бобры
Идут в боры.

*

Добр бобр для бобрят.

*

Бык тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

*

По поясам пояски,
По пояскам поясочки.

*

Белогубы огурцы,
Молодцы белопупы.

*

Ехали купцы,
Говорили они
Про покромы
Да про покромки.

*

Стоит копна с подприкопеночком.

*

Петр Первый
Пошел погулять,
Поймал перепелку,
Пошел продавать.
Просил полтинник.
Получил подзатыльник.

[в] — [ф]
[в’] — [ф’]

*

Круг прорублю,
Мать проведу,
Сестру выведу.

*

По двору-подворью
В добром здоровье.

*

Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.

*

Вьюги, метели
Под февраль полетели.

*

Посадила Фекла свеклу.
Февронья фыркала на Феклу.

[д] — [т]
[д’] — [т’]

*

На дворе трава,
На траве дрова.

*

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

*

От топота копыт
Пыль по полю летит.

*

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

*

Шел мужик из-за реки,
Нес лапти-девятерики.
Нам не до мужиков,
Не до лаптей-девятериков.

*

На улице деготник.
Нам не до деготника,
Не до деготниковых детей.

[г] — [к]
[г’] — [к’]

*

На горе, на пригорке
Стояли два Егорки.
Раз — Егорка,
Два — Егорка.

*

Я вокруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

*

Полпогреба репы,
Полколпака гороху.

*

Купи кипу пик,
Кипу пик купи.

*

Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Переколпаковал?

*

Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.

*

Утка моя,
Селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку,
Не тупи носку.

*

Клюет курица крупку,
Курит турок трубку.
Не клюй, кура, крупку,
Не кури, турок, трубку.

[х]
[х’]

*

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

*

Не по тропе, а около
Катилось О и охало,
О охало,
О охало
Не на тропе, а около.

*

Не просмеховствуй других —
И сам не просмеховствован будешь.

*

Полпуховика и полполувыпуховика,
Цельный пуховик и полполувыпуховик.

[з] — [с]
[з’] — [с’]

*

Зелен изумруд.

*

Сыворотка из-под простокваши.

*

У сыра дуба,
У суха сука
Белошерстый пес.

*

На семеры сани,
По семеры — в сани.

*

Идет с косой
Косой козел.

*

Бежит лиса по шесточку.
— Лизни, лиса, песочку!

*

Сенька-везенька,
Вези бабу на санках.
Санки — скок,
Сеньку — в лоб!

*

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

[ж] — [ш]

*

Журила журавля журавлиха.

*

Летят три пичужки
Через три пусты избушки.

*

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

*

Шла бабка из-под Шарташа,
Несла кринку из-под простокваши.

*

Как заедешь в Шарташ,
Там не расшаташь.

*

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.

*

Шел Сашко по суше
И сосал сушку.

*

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
В капюшоне он смешон.

[м]
[м’]

*

Молодой мороз морозит,
Примораживает.

*

Старого пономаря
Не перепономарить
И не перевыпономарить.

*

Медведь летит,
Молоко бежит,
Мужик пашет,
Мельница руками машет.

[н]
[н’]

*

В один, Клим, клин колоти.

*

Шел я из-за синя моря,
Нес конопотник да полконопотника.

*

Нашего пономаря
Никто не перепономарит,
А наш пономарь
Всех перепономарит.

*

Бежит кошка по небу,
Догоню да поиму.

*

Небывальщина,
Невидальщина:
Невод по воду пошел,
Недотыкомку нашел.

[л]
[л’]

*

Ал лал,
Бел алмаз,
Зелен изумруд.

*

Выкроен, выкроен клин
С приподклинком.

*

Шит колпак,
Да не по-колпаковски.
В том колпаке —
Полколпака гороху.

*

Поставлю я кринку молока
Перед белобородого мужика.

*

Где, старик, взял мочал?
Али вылапотничал?

*

Враль клал в ларь,
А вралья брала из ларя.

*

Иван-болван
Молоко болтал
Да не выболтал.

*

Три корабля лавировали,
Лавировали,
Да не вылавировали.

[р]
[р’]

*

Раз — дрова,
Два — дрова,
Три — дрова.

*

Свинья белорыла, тупорыла,
Полдвора рылом изрыла.

*

Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.

*

Брат Аркадий
Зарезал буру корову
На горах Араратских.

*

Ехал грека через реку,
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.

*

На дворе трава,
На траве дрова.
Раз — дрова,
Два — дрова,
Три — дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

[ц]

*

Цапля чахла,
Цапля мокла,
Цапля сохла,
Цапля сдохла.

*

Небылица в лицах,
Найдена в старых светлицах,
Оберчена в черных тряпицах.

[ч’]

Выдерни лычко
Из-под кочедычка.

*

Сыпь песочек
В желтенький черепочек.

*

Курочка честра-пестра,
Уточка с носка плоска.

*

Полчетверта четверика гороху
Без червоточинки.

*

Под матицей, под потолком
Висит полколпака гороху
Без червяка, без червоточинки.

*

Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

*

Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.

[щ’]

*

Кубра на кубру
Щи варила.
Пришедши букара
Да выхлебала.

*

Из-под Костромщины
Шли четверы мужчины.

*

Около меня свищет;
я туда — свищет,
я сюда — свищет.
Беда, думаю, влез на березу,
сижу — свищет.
Ан это у меня в носу.

КОМПЛЕКС ЗВУКОВ

*

Не диковина полубрату
Сказать про Поликарпа.

*

Шел Прокоп, кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

*

Шли четверо мужиков.
Говорили они про торги
Да про покупки,
Про крупы да про подкрупки.

*

Кто видал,
Чтоб медведь летал?
Он пеший,
Как леший.

*

Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать и выколпаковать,
Надо колокол переколоколовать и выколоколовать.

*

На горе, на пригорке
Стояли двадцать два Егорки.
Раз — Егорка,
Два — Егорка,
Три — Егорка,
Четыре — Егорка,
Пять — Егорка...
(и так далее до стиха: «Двадцать два — Егорка».)

*

Всех скороговорок
Не перескороговорить
И не выскороговорить.

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало.
Не начать ли сказку с начала?

*

Накосил мужик сенца,
Поставил середи польца.
Не сказать ли опять с конца?

*

Был себе человек Яшка,
На нем серая сермяжка,
На затылке пряжка, на шее тряпка,
На голове шапка —
Хороша ли моя сказка?

*

Едем прямо,
Видим мост.
На мосту ворона сохнет.
Хвать ее за хвост,
Шасть ее под мост, —
Пусть она помокнет.

Едем дальше,
Видим мост.
Под мостом ворона мокнет.
Хвать ее за хвост,
Шасть ее на мост, —
Пусть она посохнет.

Едем дальше,
Видим мост...

НЕБЫЛИЦЫ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

*

Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою.
Замест кренделя-баранки
Проглотил мужик дугу.

*

Послушайте, ребята,
Нескладишу буду петь:
Летит бык на ераплане.
Мужик пашет на свинье.
Сидит ворона на згороде;
Сини ягоды клюет,
Лежит корова на канаве,
Опоясавши конем.

*

У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

*

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, —
Говорят собаки.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.

*

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

*

Сам на кобыле,
Жена на корове,
Ребята на телятах,
Слуги на собаках,
Кошки на лукошках.

*

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

*

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.
Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

*

Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву-ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.

*

Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили —
Всю скотину пропустили.

*

Счас как режиком заножу,
Будешь дрыжками ногать
И мотою головать!

*

Заплетык языкается.

*

Едки трое не посучишь,
На тошне заживотит
И на ворчале забрюшнит.

*

Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Вороны — в коробы,
Тараканы — в барабаны,
Коза в сером сарафане,
Корова в рогоже,
Всех дороже.

*

Был себе царь Додон,
Застроил он костяной дом.
Набрали со всего царства костей.
Стали мочить — перемочили,
Стали сушить — кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут,
Тогда доскажу.

*

Мужик серый, кафтан рослый,
на босу ногу топоры,
лапти за поясом,
под носом румянец,
а во всю щеку — что в носу.

*

Летит пуля, жужжит.
Я в бок — она за мной,
я в другой — она за мной,
я упал в куст — она меня хвать в лоб,
я цап рукой — ан это жук!

*

Пошел я на лыко гору драть;
увидал — на утках озеро плавает.
Я сробил  три палки:
одну еловую,
другую березовую,
третью рябиновую.
Бросил еловую — не добросил,
бросил березовую — перебросил,
бросил рябиновую — угодил:
озеро вспорхнуло, полетело,
а утки остались.
Категория: 5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 5 классе, методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2776 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0