|
Из вихря музыки и света —
Взор, полный долгого привета,
И тайна верности… твоей. |
А. Блок |
Переходя
к теме любви, можно сказать ребятам, что философичность,
как черта таланта, накладывает отпечаток на способ реализации
у поэта любой темы. Личные переживания, воплощенные в стихах,
приобретают общечеловеческий характер и становятся школой
чувств. В начале творческого пути любимая ассоциировалась
с Прекрасной Дамой, служение которой поэт выбрал как
свой жизненный удел, молился ей, как святыне. Вечная Женственность,
Вечная Жена, Красота Истины и Добра — все воплотилось
в Любимой. По многим стихам 1902—1908
годов можно проследить эволюцию этой темы, развитие ассоциативных
связей с другими темами и всем многообразием жизненных
наблюдений, отразившихся в поэзии А. Блока. Грустное
стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»
(1908) напоминает чем-то пушкинское «Я помню чудное
мгновенье…», только его лейтмотив — погибшая
любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной
утраты:
|
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе. |
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо. |
Трагична
судьба человека, утратившего счастье любви. Состояние влюбленности
и взаимной любви вспоминается как высшая гармония, как счастье,
потерянное навсегда. И нет «на горестной земле»
места для мечтаний. В сердце лирического героя нежность
и любовь, беспокойство о судьбе любимой, уважение к женской
гордости (гордыне?) остались, но все погибло. Воспоминание
могло вернуть, но не вернуло солнца любви:
|
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла. |
Символический
синий цвет, «сырая ночь» воспринимаются и осмысливаются
как измена, беспросветность, горестное одиночество:
|
Я крепко сплю, мне снится плащ твой
синий,
В котором ты в сырую ночь ушла. |
Лирический
герой смиряется с потерей счастья, былого вернуть нельзя,
поэтому
|
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола. |
Цикл
«Кармен» (1914), посвященный певице Любови Александровне
Андреевой-Дельмас, исполнительнице заглавной роли в опере
Ж. Бизе «Кармен», — замечательная
поэма о любви. Цикл составлен из десяти стихотворений,
в которых с огромной художнической проницательностью
переданы впечатления от сценического воплощения образа
Кармен, запечатлены раздумья и проницательные догадки о женщине
и женском характере, о гибельной силе страсти. Вместе
с тем высокая поэзия духовности, внутренней свободы,
так характерная для Кармен, обрела в стихах А. Блока
гениальное выражение. Великолепие их не будет в полной
мере понято и оценено, если ребята совсем незнакомы с сюжетом
новеллы П. Мериме и музыкой Ж. Бизе. Желательно
задолго до изучения этого раздела программы найти возможность
познакомить учащихся с сюжетом и музыкой, разными исполнительницами
этой оперной партии. Зрительный образ помогут составить портреты
испанок у Михаила Врубеля. Можно также сообщить ребятам,
что балетная интерпретация образа Кармен сложилась во многом
под влиянием блоковского цикла.
Чтение
стихотворений о Кармен производит неизменно сильное впечатление
на юношей и девушек, это стимулирует и углубляет их интерес
к А. Блоку и поэзии вообще. |