Знакомство
учащихся с поэзией Александра Блока, изучение его стихотворений
может стать для них открытием, школой высоких чувств,
постижением высшей духовности. Главная забота учителя на этом
пути — ввести старшеклассников в мир настроений
и образов, научить прислушиваться к интонации поэтической
строки. Мироощущение и поэтическая система А. Блока,
а вместе с ним и всех символистов сильно отличались от восприятия
мира и художественных принципов реалистического искусства.
Идея
вечной и всепобеждающей Женственности была воспринята символистами
от Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900) —
философа-идеалиста, поэта, публициста, литературного критика.
Общепризнано его огромное влияние на русскую религиозно-философскую
мысль и эстетику символизма. Оно было столь обширно, что дало
основание говорить о «соловьевстве» как явлении.
Его мистико-поэтическое мироощущение оказалось созвучно философским
и эстетическим исканиям модернистов второй волны (символистов).
Религиозный философ, ставивший в центр мира божественное
начало, он видел цель исторического и космического процесса
в «положительном всеединстве», т. е.
в таком соединении элементов мира, где нет взаимного
отчуждения, нет разъединенности во времени, пространстве,
вещественности. Идеал всеединства — мудрое женское
начало, воплощенное в «Софии, мудрости Божией»,
это Вечная Женственность, «действительно вместившая
полноту добра и истины, а через них нетленное сияние красоты».
Он разделял и философски обосновывал идею Достоевского о том,
что «красота спасет мир», говоря здесь, разумеется,
не о телесной, материальной красоте, а о Красоте
как венчающей полноту и торжество Добра и Истины.
Идея
Вечной Женственности у А. Блока воплотилась в Прекрасной
Даме, на рыцарское служение которой подвигнут поэт («Стихи
о Прекрасной Даме», 1904). Культ Прекрасной Дамы
проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался
неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы
божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его
конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах
Любимой, или просто Ее, или молодой жизни, погибшей под колесами.
Космическое
видение мира, жизни, предощущение, предчувствие принадлежности
земного высшим мирам, высшей истине, Добру и Красоте сквозит
в поэзии А. Блока. Вне этого мироощущения многое
в стихах поэта остается для учащихся закрытым. «Открыть»
А. Блока для себя ребятам поможет хотя бы небольшой
экскурс в поэтику модернистов, и символистов в частности.
В классической
поэзии XIX века господствовало стремление к ясности и
прозрачности стиха, ясности подчас самого сложного поэтического
переживания. Вспомним пушкинское: «Не знаешь ты, как
сильно я люблю. Не знаешь ты, как тяжко я страдаю»;
«Пепел милый… останься век со мной на горестной
груди…» Или лермонтовское: «Нет, не тебя так пылко
я люблю»; «Но я люблю — за что,
не знаю сам». Или тютчевское: «Коль любить, так
не на шутку…»
Поэзия
конца XIX — начала XX века избрала основанием другую
поэтику — поэтику ассоциаций — непроизвольно,
т. е. часто нелогично, не на основе логики возникающих
связей и сопоставлений, параллелей, из которых возникает
новое видение знакомых предметов, а за ними чудится что-то
не выразимое словами.
|
В поле дорога бледна от луны.
Бледные девушки прячутся в травы.
Руки, как травы, бледны и нежны.
Ветер колышет их влево и вправо. |
«Плачет
ребенок. Под лунным серпом…», 1903.
|
Первая
строка дает реальную картину, окрашенную острым восприятием
бледного, призрачного света, в котором все бледно, и
дорога полевая тоже. Вторая строка — образ,
вызванный по ассоциации. В неверном, скрадывающем,
бледном свете чудятся, воображаются в высокой траве девичьи
лица, руки, фигуры. Высокие травы прячут и выказывают руки,
нежные руки, колышущиеся под ветром. А все четыре строки
создают высокопоэтическую картину, которую всю, с ее
ароматом и музыкой, невозможно перевести на язык прозаического
объяснения. Колдовство звучания стихов — тайна,
которая не поддается разгадыванию. Отмечаем смысловую и цветовую
доминанту, даже звуковую, в трех строках: «бледна» —
«бледные» — «бледны» и
«травы» — «руки» —
«травы» — «ветер». Заметим,
что ветер — один из любимых образов поэта,
олицетворение Ее силы, движения, исходящих из тайного
источника нездешних миров.
Другая
черта новой поэзии — и поэзии А. Блока — поэзия
намеков, которые читатель должен понять, расшифровать
самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину
реальности, или фантазии, или, условно говоря, «душевного
пейзажа» — переживания или мироощущения поэта.
|
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. |
«Девушка
пела в церковном хоре…», 1905. |
Первая
строка вызывает целый ряд ассоциаций — с храмом
во время богослужения, с большим стечением народа
в церкви, с церковным распевным и грустно-трагическим
звучанием псалмов. Стихи написаны в августе 1905 года,
когда заканчивалась русско-японская война. И вот намеки: «О всех
усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою». Последняя строка —
намек-напоминание о той радости, которую каждый из солдат
или матросов русской армии оставил в родном краю, т. е.
о родных и близких, но забыл о них перед лицом смертельной
опасности. Это пение девушки и хора — молитва об отторгнутых
от родимого крова, молитва о заброшенных на чужбину.
Вторая
строфа о девушке, о ее молитве, принимаемой свыше —
в куполе окна, через которое падает солнечный луч:
|
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче. |
Ассоциативная
и метафорическая перекличка («пел ее голос» —
«белое платье пело в луче») как бы соединяет
девушку, церковный хор, всех присутствующих в церкви
(«каждый смотрел и слушал») в одном духовном
порыве. Это духовное единение выражается в следующей,
третьей строфе:
|
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели. |
И, вопреки
молитве и духовному единению, — грустный, неожиданный,
трагический итог, данный в намеке:
|
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад. |
Намек —
«причастный тайнам», т. е. знающий наперед,
вещий, кому открыто будущее. «Высоко, у царских
врат… плакал ребенок» — Спаситель-ребенок
на руках у Богоматери — намек на трагический
для России исход войны летом 1905 года.
Сочетание
ассоциаций и намеков подкреплено искусством точной,
изящной, поэтической детали, привязывающей мистически
неясный и зыбкий смысл картины к какой-то реальности.
В этом стихотворении такую деталь без труда укажут
ребята: «луч сиял на белом плече». Это яркая
картина, усиленная повторением и расширением зрительного образа
в четвертой строке второй строфы: «Как белое платье
пело в луче».
В стихотворении
«Вхожу я в темные храмы…» такая деталь —
«В мерцанье красных лампад». Так и видится:
полуосвещенный храм, горящие свечи, слабо освещенные образа.
И тени от колебания огня, бегущие в высоте по карнизам, —
«Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны».
Ассоциативно-метафорический образ, богатый, многослойный смысл
которого невозможно исчерпать.
Для вхождения
в атмосферу поэзии А. Блока, чтобы ребята могли
освоиться в этом незнакомом мире, им надо знать его приметы,
его законы. Помимо поэтики ассоциаций, намеков, требующих
расшифровки, восприятия и осмысления художественной детали,
дающей толчок работе воображения, читателю важно познакомиться
с символикой предметов и символикой цвета.
В поэзии
А. Блока создана целостная система символов. «В ее
основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится
к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое:
мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв
к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.
Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы
Прекрасной Дамы… Белый — значит посвятивший себя
Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв
к ней. Ветер — знак ее приближения. Утро,
весна — время, когда надежда на встречу наиболее
крепка. Зима, ночь — разлука и торжество злого
начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение
идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной
Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную
мистически. «Жолтые фонари», «жолтая заря»
(Блок писал прилагательное «жолтый» через о
и придавал этому большое значение) символизируют пошлость
повседневности»… «Словарь» символов Блока
здесь упрощен: «в зависимости от контекста
значение символов колеблется в широких пределах. Но ориентироваться
в поэзии Блока он поможет. Некоторые символы настолько
неопределенны, что описать их значение нелегко. Таково, например,
слово «чорный» (опять-таки непременно через о).
Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время
мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.
Чтобы изучить систему символов Блока, следует изучить и продумать
всю его поэзию. Здесь необходима работа души.
Ницше
заметил однажды: «символы не говорят; они молча кивают».
Символика
цвета у В. С. Соловьева, А. Блока и символистов
заимствована из мистицизма
Средневековья и Возрождения. «В языке культуры
позднего Cредневековья желтый цвет обозначал враждебные силы,
синий — измену. Современники плохо понимали Блока,
а вот книжникам XVI века был бы ясен потаенный смысл блоковских
строк:
|
В соседнем доме окна жолты.
И
И на жолтой заре — фонари.
Или
Ты в синий плащ печально завернулась…
И
Синий, синий, синий взор. |
В предметах,
явлениях эмпирической (т. е. воспринимаемой пятью органами
чувств) действительности Блок
провидел намеки на иной, совершенный, трансцендентальный
мир. Смысл его символов всегда лежит в запредельном мире.
Но база его символов — вся в окружающей реальности». |