|
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить? |
А. Блок |
К 1908
году относится и стихотворение «Россия»,
во многом программное — и в смысле темы,
и в плане поэтики символизма. Читая его, мы отчетливо
видим перекличку со стихотворением «Русь»,
только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила
другим символам, наполненным реалистическим содержанием. Образ
дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение.
Он возникает в первой строфе:
|
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи, |
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи… |
Эти
емкие художественные детали: «три стертых… шлеи»,
«спицы росписные», «расхлябанные колеи» —
опора для воображения читателя, дорисовывающего общую
картину. Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.
И на него ложатся пронзительные по силе чувства
признания в любви к России:
|
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои, |
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви! |
«И
крест свой бережно несу» — крест любви, веры,
преданности и самопожертвования художника во имя спасения
родины. (Ассоциация с подвигом Христа. Было общеупотребительным
выражение «нести свой крест», т. е. быть
верным долгу).
Как
предчувствие трагической судьбы России, предугаданной гением,
звучат и сегодня потрясающе пророческие строки стихотворения:
|
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу! |
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты… |
Многие
реалии XX века ассоциируются с чародеем, заманившим и
обманувшим Россию… Страна в воображении поэта связана
уже не с темными силами, запечатленными в народных
сказках и поверьях, а с образом женщины-труженицы:
|
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей… |
Когда блеснет вдали дорожной
Мгновенный взор из-под платка, |
и слиянной с женским обликом песней с ее «тоской
острожной».
Тема
судьбы России и русской женщины с поразительной силой
воплощена в стихотворении «На железной
дороге» (1910), навеянном, по признанию поэта,
эпизодом из романа Л. Толстого «Воскресение»,
когда Катюша Маслова видит в окне вагона своего героя
Нехлюдова. У некоторых читателей поэтическая картина,
исполненная трагизма, вызывает ассоциацию с судьбой Анны
Карениной. Как метафора России осознается строфа, в которой
четко обозначено социальное неравенство, выразившееся и в типе
поведения людей, принадлежащих к «верхам»
и «низам»:
|
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели; |
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели. |
Боль
о погибшей молодой жизни диктует лирическому герою желание
оградить память о ней от пересудов. Ясно, что ее
убила жизнь:
|
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно: |
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно. |
И философская
мудрость, и пророческий дар поэта, и его живое сердце становятся
все более слышны школьникам по мере углубления в образный
строй стихов и в ценностную систему художника. В этом
плане большое впечатление на старшеклассников производят
стихи, воплотившие философскую проблематику. Читаем эти стихи
почти без комментариев, выделяя только афористические
строки.
Народ
и поэт (пролог к поэме «Возмездие»), 1911.
Два века (вступление к 1-й
гл. той же поэмы).
«Земное сердце стынет
вновь…», 1911—1914.
«Ночь, улица, фонарь,
аптека…», 1912.
«О, я хочу безумно
жить…», 1914.
«Я —
Гамлет. Холодеет кровь…», 1914.
«Рожденные в года
глухие…», 1914.
Задание:
прочитать стихи. Одно стихотворение о России наизусть. |