I. Даниель Дефо
Читаем вступительную статью учебника или слушаем рассказ
ученика о жизни Даниеля Дефо. Обучаем выделять самое важное из
полученной информации. На основе статьи и выступления подготовленного
ученика предложим пятиклассникам составить краткий рассказ о жизни
Дефо.
Даниель Дефо родился в Англии, в городе Бристоле. Отец его был
торговцем мясом. Он хотел, чтобы сын стал священником. Но сын мечтал о
путешествиях и стал купцом. Он плавал в разные страны мира, но
богатства себе не нажил. Его больше интересовали люди, чем деньги.
Даниель Дефо стал журналистом, выступал против несправедливых законов,
наказывающих бедняков и защищающих богачей.
В шестьдесят лет Дефо написал свой первый роман «Жизнь и
удивительные приключения Робинзона Крузо», потом — продолжение этого
романа. С тех пор прошло уже почти триста лет, но этот роман остается
одной из самых известных и любимых во всем мире книг.
II. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Смелость, мужество, находчивость главного героя. Гимн неисчерпаемым
возможностям человека
Обучение краткому пересказу
— Как попал Робинзон Крузо на необитаемый остров?
Слушаем краткий пересказ сюжета романа. Учитель будет следить,
чтобы ученик не увлекался подробностями, выделяя только самое
существенное.
Робинзон Крузо был человеком необычным в своей семье. Отец его
был купцом и уговаривал сына жить спокойной жизнью и не ходить в море.
Но Робинзон с детства мечтал о море и сбежал из семьи, чтобы
путешествовать. Он пережил кораблекрушение, стал купцом, затем попал в
плен и два года был рабом в Турции, бежал, стал плантатором в Бразилии,
снова отправился в путешествие и потерпел кораблекрушение у берегов
необитаемого острова. 28 лет он прожил на острове, затем помог
освободиться капитану корабля, который был захвачен мятежниками, и на
этом корабле вернулся в Англию. Но после спасения с необитаемого
острова Робинзон Крузо не остался жить в одном месте, а продолжал
путешествовать по свету.
Главные черты характера этого человека — смелость и
осторожность, сострадание и жестокость, щедрость и расчетливость
одновременно.
Беседа
Итак, Робинзон выяснил, что остров, на котором он очутился,
необитаем. Прочитаем отрывок из романа, помещенный в учебнике, и
ответим на 5-й вопрос (с. 199):
— О чем свидетельствует дневник героя?
Дневник Робинзона свидетельствует о том, что он научился в
самых тяжелых положениях не унывать и действовать. Дневник
характеризует героя как оптимистичного и разумного человека. В тяжелых
жизненных обстоятельствах такой дневник может дать человеку веру в то,
что он сумеет справиться с трудностями и станет от этого еще более
сильным и уверенным.
— Имя Робинзон стало нарицательным. Как вы думаете, какой человек может назвать себя Робинзоном? (3-й вопрос.)
Робинзоном может себя назвать человек, который в
одиночку преодолевает трудности, оказавшись с природой один на один,
без помощи других людей. Такой человек должен обладать оптимизмом,
верой в жизнь, решительностью, настойчивостью, находчивостью,
смекалкой, умением работать.
— Кого из героев литературных произведений вы можете назвать робинзонами?
Робинзоном можно назвать героя рассказа
В. П. Астафьева «Васюткино озеро» — мальчика Васютку, который
заблудился в тайге и смог прожить там несколько дней и найти дорогу к
людям. В шутку можно назвать робинзоном Игоря, героя рассказа Саши Черного «Игорь-Робинзон».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение глав из книги «Приключения
Тома Сойера», помещенных в учебнике, и пересказ вступительной статьи о
Марке Твене.
Прочитать роман полностью. |