I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки — выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.
II. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор
Чтение статьи учебника
Ученики прочитают вступительную статью о Саше Черном в учебнике. Учитель дополнит рассказ о поэте.
Слово учителя
Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая
поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился
обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал
материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество
трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но
мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и
К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил
мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей
сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни
Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и
язвительным, а в произведениях для детей — нежным и добрым.
Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами
старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он
хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер
от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей.
Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.
Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические
произведения Саши Черного. В 5 классе детям можно прочитать
юмористическое стихотворение.
МОЙ РОМАН
Кто любит прачку, кто любит маркизу,
У каждого свой дурман, —
А я люблю консьержкину Лизу,
У нас — осенний роман.
Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой,
Смешна любовь напоказ!
Но все ж тайком от матери строгой
Она прибегает не раз.
Свою мандолину снимаю со стенки,
Кручу залихватски ус...
Я отдал ей все: портрет Короленки
И нитку зеленых бус.
Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
Грызем соленый миндаль.
Нам ветер играет ноябрьскую фугу,
Нас греет русская шаль.
А Лизин кот, прокравшись за нею,
Обходит и нюхает пол.
И вдруг, насмешливо выгнувши шею,
Садится пред нами на стол.
Каминный кактус к нам тянет колючки,
И чайник ворчит, как шмель...
У Лизы чудесные теплые ручки
И в каждом глазу — газель.
Для нас уже нет двадцатого века,
И прошлого нам не жаль:
Мы два Робинзона, мы два человека,
Грызущие тихо миндаль.
Но вот в передней скрипят половицы,
Раскрылась створка дверей...
И Лиза уходит, потупив ресницы,
За матерью строгой своей.
На старом столе перевернуты книги,
Платочек лежит на полу.
На шляпе валяются липкие фиги,
И стул опрокинут в углу.
Для ясности, после ее ухода,
Я все-таки должен сказать,
Что Лизе — три с половиной года.
Зачем нам правду скрывать?
1927
Париж |
— Понравилось ли вам это стихотворение? Почему мы можем назвать его юмористическим?
Беседа
— Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и
«Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие
эпизоды, описания вам понравились?
— Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
Никто из детей не хотел быть предателем.
— Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль.
— Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?
Предложим детям прочитать вслух наиболее запомнившиеся эпизоды.
— Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после
чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной
такой игре.
Домашнее задание
Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников...)».
Прочитать главу шестую из романа «Робинзон Крузо» (учебник, с. 188—199).
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о жизни Даниеля Дефо.
Подготовить краткий пересказ сюжета романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». |