I. Артикуляционная разминка
На этом уроке можно выучить новую скороговорку или перевертыш.
II. Джек Лондон: страницы биографии
Слушаем краткий рассказ о писателе ученика, выполнявшего
индивидуальное задание. Можно также обратиться к статье учебника.
Выпишем в тетрадь слова Джека Лондона: «Я верю в благородство и
достоинство человека. Я верю, что духовность и бескорыстие займут место
грубой жестокости и людоедства».
III. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного
народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша.
Чувство собственного достоинства
Беседа
Ученики познакомились с рассказом дома. Выясним их впечатления от рассказа:
— Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас главный герой рассказа?
Чтение рассказа занимает около двадцати минут, и «Сказание о Кише» вполне может прозвучать на уроке в чтении детей.
Беседу по рассказу можно организовать на основе вопросов учебника.
— В какое время и где происходит действие рассказа?
События, о которых рассказывает писатель, происходили много лет
назад: «Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш». Джек Лондон в
этом рассказе описывает жителей Аляски.
— Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?
«Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную
годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, дабы
даровать жизнь своим соплеменникам». Люди забыли о подвиге отца Киша,
потому что они думали только о сегодняшнем дне.
— Кто главный герой рассказа? Каким вы его себе представляете? Что было самым главным в его характере?
Главный герой рассказа — мальчик из эскимосского племени по
имени Киш. Кишу было тринадцать лет, он был здоровым, сильным и
смышленым. Главным в его характере были гордость и чувство
справедливости.
— В чем была тайна Киша? За что люди стали уважать его?
Тайна Киша была в том, что придумал новый способ охоты на
медведя: он скатывал полоску китового уса, прятал ее в кусочек
тюленьего жира и бросал эту приманку медведю. Медведь проглатывал
шарик, китовый ус распрямлялся, медведь слабел от боли, и охотник легко
справлялся с ним. Люди стали уважать его не только за то, что он
изобрел способ, как убить полярного медведя: Киш всегда справедливо
делил мясо и себе оставлял столько, сколько нужно для пропитания. Он
стал первым человеком в поселке, его имя помнили люди его племени,
потому что «в жилах у него горячая кровь, а в сердце — мужество
мужчины», он вел себя с достоинством и был честен и справедлив.
— Рассмотрите иллюстрацию художника О. Поповича. Таким ли вы представляете себе героя рассказа?
— Почему племя Киша благоденствовало?
Вдовы и старики не могут, как взрослые и сильные мужчины,
охотиться и добывать мясо. Но старики когда-то были охотниками, а
женщины были матерями, они исполнили дело своей жизни и имеют право на
то, чтобы племя позаботилось о них. Когда Киш был предводителем
племени, он следил за тем, чтобы мясо в племени делилось на всех, и
люди жили в довольстве.
— Как вы думаете, что общего между героями рассказов «Васюткино озеро» и «Сказание о Кише»?
Домашнее задание
На усмотрение учителя. |