Ведя на уроках разговор о поэзии ХХ века, нельзя
не обратиться к творчеству И.Бродского. Мы с
ребятами работаем на уроках с двумя его
стихотворениями — «Посвящение» (1987) и «Мои слова,
я думаю, умрут…» (1963). Несмотря на кажущуюся
простоту, прочитать более ранний текст
оказывается ничуть не легче, а даже сложнее, чем
«Посвящение», в силу того что он полон аллюзий и
реминисценций. Работа по анализу этого
стихотворения идёт очень трудно. Вот как
конспективно в тетрадях и на доске выглядят
записи, зафиксировавшие результаты нашей с
учениками работы.
Мои слова, я думаю, умрут,
и время улыбнётся, торжествуя,
сопроводив мой безотрадный труд
в соседнюю природу неживую.
В былом, в грядущем, в тайнах бытия,
в пространстве том, где рыщут астронавты,
в морях бескрайних — в целом мире я
не вижу для себя уж лестной правды.
Поэта долг — пытаться единить
края разрыва меж душой и телом.
Талант — игла. И только голос — нить.
И только смерть всему шитью — пределом.
(1963)
Первое четверостишие — четыре глагольные
формы — 3 совершенного вида (я думаю — вводное
слово), второе четверостишие — 2 глагола
несовершенного вида, третье четверостишие — 2
глагола — инфинитивы несовершенного вида.
Первые четыре строки — вывод из долгих
размышлений, но всё-таки — долг поэта (Пушкин,
Ахматова пишут о том же).
Поэт существует в многомерном
пространстве: пространство, время, тайны бытия —
системы координат; время: в былом… в
грядущем; пространство: в природу, в
пространстве том (космос), в морях бескрайних — в
целом мире.
Оппозиции:
Останется время — стихи умрут
Я (поэт) — целый мир (не вижу лестной правды)
Душа — тело (края разрыва; его — поэта? Или
любого человека?)
Поэт (долг) — человек обычный. Долг —
единить
В целом мире я // не вижу — порядок слов и
перенос акцентирует слово «я»
Время улыбнётся со-проводив — время и
творчество вместе
1-я строка — умрут — безотрадный, неживую
— смерть — последняя строка
Вопросы, на которые не найден ответ: чья
смерть шитью пределом? Разрыв меж душой и телом —
у кого?
Я — поэт — существую всегда и везде. В
пространстве том, где рыщут астронавты —
предела нет.
Игла — талант — без неё шить нельзя. Но и без
нити тоже. Что такое голос? — способность
говорить даже тогда, когда нигде и ни в чём
нет лестной правды (Лермонтов!!!) Игла+нить
создадут новую систему существования.
Лестная правда — что такое? "Мои слова, я
думаю, умрут…” Не пушкинское ли "Нет, весь я не
умру…”? — этим утешается всякий творец.
Долг — ответственность поэта перед кем?
(Пушкин // Лермонтов)
В соседнюю природу неживую — не то ли это
самое, что в 1987 году назовёт "формой
существованья”?
Синтаксис
Первые четыре строки — одно сложноподчинённое
предложение, главная часть которого осложнена
вводными словами, придаточная — двумя
деепричастными оборотами, не являющимися
однородными обстоятельствами (Как? Когда?).
Вторые четыре строки — одно простое
предложение, осложнённое однородными членами с
обобщающим словом.
Третье четверостишие включает в себя 4
предложения, два из которых —
нераспространённые.
Итогом размышлений об этом стихотворении может
стать сочинение на тему «Бродский в диалоге с
русскими поэтами ХIХ–ХХ веков», подготовиться к
которому поможет следующая проделанная в классе
работа: читая стихотворение «Мои слова, я думаю,
умрут…», необходимо отметить строки,
словосочетания, которые вызывают ассоциации со
стихами других поэтов; строки, словосочетания, в
которых Бродский соглашается или спорит с
русскими поэтами.
Выполнение этого задания не только поможет
ученикам глубже проникнуть в смысл
стихотворения, но покажет учителю, насколько
эффективной была предыдущая работа по анализу
лирики. Приведём отдельные фрагменты таких
ученических размышлений.
1. «Мои слова, я думаю, умрут…». Это
стихотворение написано поэтом как рассуждение о
собственном творчестве, он задаётся вопросом,
останутся ли его стихотворения жить после его
смерти, будет ли кто-нибудь помнить о поэте. В
каждой строчке этого стихотворения можно
отыскать ответы на вопросы поэтов XIX и XX веков.
"Мои слова, я думаю, умрут…” — это первая
строчка стихотворения. Поэт словно соглашается с
Мариной Цветаевой, говорящей: "Быть может,
лучшая победа над временем и тяготеньем —
пройти, чтоб не оставить следа, пройти, чтоб не
оставить тени”. Оба поэта лишь рассуждают,
предполагают, догадываются. Бродский говорит: "Я
думаю…”, Цветаева — "Быть может…”
"И время улыбнется, торжествуя”. Эта строка
заставляет вспомнить лермонтовского «Пророка»:
"И старцы детям говорят с улыбкою
самолюбивой…” У Лермонтова образ "старцев”
символизирует не понимающее поэта общество,
которое изгнало Пророка. У Бродского — время
улыбнётся, когда автор умрёт, а его произведения
забудутся. Этим лирический герой Бродского
напоминает лирического героя «Памятника»: ведь
читая это стихотворение Пушкина, понимаешь, что
автор лишь иронизирует, когда говорит о своей
"любезности” для народа…
"Сопроводя мой безотрадный труд” — в этой
строчке мы прочитываем и ахматовское "Иди один и
исцеляй слепых, // чтобы узнать в тяжёлый час
сомненья // учеников злорадное глумленье // и
равнодушие толпы”, и безысходность пушкинского
«Поэту», и непризнанность лермонтовского
Пророка.
Образ "соседней природы неживой” у меня
ассоциируется с картинкой из «Silentium»
Мандельштама: "Спокойно дышат моря груди, // но,
как безумный, светел день, //и пены бледная сирень
// в чёрно-лазоревом сосуде”. Природа жива, но
замерла так, что всей её живости не разгадаешь.
Можно также сопоставить эти слова со словами
Ахматовой: "Вселенную перед собой, как бремя
нетрудное в протянутой руке…”
"В былом, в грядущем, в тайнах бытия, // в
пространстве том, где рыщут астронавты, // в морях
бескрайних, в целом мире я // не вижу для себя лишь
лестной правды” — эта строфа сочетает в себе и
"ссылку” на «Пророков», и "опровержение”
Тютчева в «Silentium!». Ахматова пишет: "Но не пытайся
для себя хранить // тебе дарованное небесами, //
осуждены, и это знаем сами, // мы расточать, а не
копить”. Не созвучно ли это строкам Бродского:
"Поэта долг — пытаться единить // края разрыва
меж душой и телом”. В них можно также обнаружить
сходство с пушкинским «Пророком», где описано
превращение в пророка — именно "пытаясь единить
края разрыва меж душой и телом”…
Другое стихотворении Бродского — «Посвящение»
(1987), по сути, по духу, смыслу перекликается с
пушкинским «Памятником», а ещё в большей степени
со стихотворением Баратынского, где поэт
говорит: "Его найдёт далёкий мой потомок // в моих
стихах; как знать? // Душа моя окажется с душой его
в сношенье, // и, как нашёл я друга в поколенье,
читателя найду в потомстве я”.
2. "Стихи Бродского интересно сравнить со
стихами других поэтов XIX–XX веков, ведь в них
поставлены общие вопросы и обозначены общие
проблемы. Думаю, главная проблема для поэта —
непонимание толпы. Об этом говорят многие из них:
Бродский в своих «Посвящении» и «Мои слова, я
думаю, умрут…»; или Тютчев в «Silentium!»: "Другому
как понять тебя?”, "Их оглушит наружный шум”.
Мысль одна: лирического героя не понимает
читатель, и поэт сочувствует ему, потому что он
одинок. Мандельштам в «Silentium» пишет: "Да обретут
мои уста первоначальную немоту!..”, и Тютчев в
одноимённом стихотворении: "Молчи, скрывайся и
таи!..” Но Бродский больше согласен с Ахматовой,
которая пишет: "Иди один и исцеляй других”, он
говорит: "Талант — игла. И только голос — нить”.
Талант без голоса ничто, также как и голос — без
таланта. Нельзя же шить одной иглой или одной
нитью. Бродский рассуждает о назначении поэта в
жизни: "Мои слова, я думаю, умрут”. Он только
предполагает. И Марина Цветаева тоже рассуждает:
"А может, лучшая победа…”
С одной стороны, поэты боятся непонимания, с
другой — Баратынский, например, надеется, что
"его найдёт далёкий мой потомок… душа моя
окажется с душой его в сношенье”. "Окажется в
сношенье” — хоть "сходство двух систем небытия
сильнее, чем двух форм существованья”. А если
поэта не поймёт поколенье и он не сможет получить
от него вдохновенье — обратную связь, если
читатель — не все, а никто, тогда поэт обращается
к природе. Он художник, природа замирает перед
ним: у Бродского — "в природу неживую”, "в
пространство”, "в морях бескрайних”. И точно
так же, читая мандельштамовское «Есть иволги в
лесах…», мы видим "картинку”: иволги, волы на
пастбище, тростник. Все на своих местах, и если
что-то двигается, то очень медленно, но в то же
время живо. "И только смерть всему шитью
пределом”. Как и собратья по перу, Бродский
использует очень ёмкие образы, чтобы в
нескольких строках отобразить жизнь: у Бродского
шитьё — житьё — жизнь. И только смерть всему
житью пределом. Предел, но не конец. Смерть — не
конец жизни, говорит нам Бродский. О том же
говорит и Пушкин в своём «Пророке»: "как труп, в
пустыне я лежал”, и начал новую жизнь, став
пророком. Пророк получает свой дар от Бога. И
поэзия, стихотворство (ведь поэт тоже пророк) —
это божественный дар. Об этом говорят нам и стихи
многих поэтов XIX и XX веков.: "божественный
глагол”, "дарованное небесами”, "мой дар”,
"поэзия святая”. Пушкин пишет в своём
«Памятнике»: "И славен буду я, доколь в подлунном
мире // жив будет хоть один пиит”. Стихотворцы —
братья по перу, они помнят о своих
предшественниках — "и потому всего живого
ненарушаемая связь”.
Бродский чувствует эту связь, поэтому, в
отличие от Аполлона Майкова, который говорит:
"Гармонии стиха божественные тайны // не думай
разгадать по книгам мудрецов”, он обращается за
вдохновением к своим предшественникам. Его
стихотворение «Мои слова, я думаю, умрут…»
является почти построчным ответом другим поэтам.
Уже в первой строке отражён весь смысл «Музы»
Баратынского и других его стихотворений: "мой
дар убог”, "не ослеплён я музою моею”, "ни
склонности у ней, ни дара нет”.
Я думаю, что мысли и образы в стихотворении
Бродского так схожи со строками других поэтов,
потому что волновали их одни и те же проблемы и
"тайны бытия”. И главный вопрос: "Зачем я пишу?” |