Самой продуктивной формой
фантастической прозы оказалась повесть, поскольку именно средний объем текста был наиболее пригоден для создания и
поддержания атмосферы тайны, напряженности и занимательности повествования.
Для жанра фантастической повести
характерны: «установка на устную речь, на устный «сказ», охотнее и чаще, чем на
письменную, литературную в собственном смысле форму и стремление объединить ряд
устных рассказов сюжетно-бытовой рамкой, т. е. циклизовать их так или
иначе». Были созданы как цикл или соединены под общим заглавием спустя
некоторое время после «разрозненного» опубликования «Двойник, или Мои вечера в
Малороссии» А. Погорельского (А. А. Перовского), «Вечера на
хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Пестрые сказки с красным
словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейко <…>» и «Русские ночи»
В. Ф. Одоевского.
Жанровая специфика романтической
фантастической повести непосредственно связана с русской романтической балладой.
В рамках этого поэтического жанра сложился и был перенесен в романтическую
повесть «принцип восприятия фантастического», суть которого состоит в эффекте
эмоционального приобщения к атмосфере чудесного, сверхъестественного. Романтическая
фантастика не требует действительной веры в реальность сверхъестественного, но
«читатель должен пройти через непосредственное ощущение чуда и реагировать на
это ощущение удивлением, ужасом или восторгом, вообще теми или иными «сильными
чувствованиями». Без этого авторская цель, видимо, не может быть достигнута…».
|