С течением времени в поэмах на
русский исторический сюжет нарушается байронический канон. Главное отличие от
байронической поэмы, с которой, например, поэма «Боярин Орша» тесно связана,
состоит в том, что вместо одного центрального героя, занимающего все
сюжетно-эмоциональное пространство поэмы, в лермонтовском произведении выведены
два равновеликих. Тем самым устранено единодержавие героя, вследствие этого
конфликт резко обнажен и сюжет драматизирован. В отличие от героев
байронической поэмы характеры героев мыслятся не однолинейными, а принципиально
сложными: тиран Орша одновременно и патриот, отважный защитник родины от
посягательств врагов; при всей симпатии к свободолюбцу Арсению автор-поэт
осуждает протест личности, если он принимает форму индивидуалистического
разрушительного произвола.
В результате поэма Лермонтова стала
не столько апологией свободы личности, ее мятежа, сколько художественным
раздумьем о сложности и трагичности личности, выступающей за свои законные и
неотъемлемые права, о таинственности и неясности причин, по которым праведный
гнев и протест неизбежно перерастают в губительный для окружающих и для самого
человека демонический или граничащий с преступлением бунт.
От поэмы «Боярин Орша» идут две
линии – одна к поэме «Мцыри», а другая – к поэме «Песня про… купца
Калашникова».
Не менее существен для Лермонтова
третий тип поэмы, в основу которого положен фантастический сюжет о демоне,
падшем ангеле («<Азраил>», «Ангел смерти», «Демон»). Эти поэмы по своей
структуре также связаны с европейской традицией, в частности с мистериями
Байрона и других авторов.
|