Иной
поворот темы свойствен первой повести. Эпиграф поясняет ее мысль: «Говорят, что
безумие есть зло, – ошибаются: оно благо!» На фоне споров о фантастических
произведениях Гофмана один из собеседников, Леонид, рассказывает о судьбе двух
людей, предрасположенных от природы к особому восприятию действительности. В
них заложен талант любить.
«Странным человеком» называет Леонид
юношу Антиоха – задумчивого, молчаливого, образованного. Он человек богатый,
служит в одном из департаментов. Именно на его богатство нацелен приезжий
фокусник – магнетизер Шреккен-фельд, который, используя свою дочь Альгейду,
доводит Антиоха до любви, граничащей с безумием. Антиох, сам занимавшийся психологией,
кабалистикой, хиромантией, открывает в Альгейде свою единственную половину.
Демоническая «фантасмагория» Шреккенфельда достигает своей кульминации, когда и
Альгейда отвечает взаимностью на чувства Антиоха. Отец требует от Антиоха
жениться на его дочери и считает свою цель достигнутой. Однако Антиоху
непонятно слово «женитьба»: «Нельзя жениться… на собственной душе». Альгейда,
обладающая столь же пламенным характером, как Антиох, не терпит лжи. Она
признается Антиоху в готовящемся обмане и, не выдержав огромного потрясения,
умирает. «Если это называется любовью, я люблю тебя, Антиох, люблю, как никогда
не любили, никогда не умели любить на земле!» – умирая, говорит девушка. Через
год умирает и Антиох. Весь год он сидел за столом и что-то писал, отыскивая
единственное, необходимое ему слово. Он вспоминал это «таинственное слово»,
доставившее ему предсмертное блаженство. Это слово, начертанное им на
бумаге, – Альгейда. В повести Полевой привлекает стихи Жуковского,
подчеркивая исключительность чувств героев.
Трагическая судьба художника стала
темой повести «Живописец». У Аркадия, уездного казначея, обнаружен талант
художника. Для обучения живописи его отдали в дом губернатора, после смерти
которого наследник выдворяет Аркадия из дома. Здесь начинаются мытарства
живописца: обладающий большим даром, он вынужден писать заказные портреты
богачей, услаждая их прихоти. Свой творческий идеал он воплощает в картине
«Прометей» и некоторых полотнах на тему Христа. В них он «вложил свою душу».
Однако зрители-дилетанты нашли, что в картине «тело слишком темно», а «небо
слишком мрачно». В довершение всего любимая девушка Веринька также не понимает
ни его картин, ни его самого. Рассказчику она говорит: «Мы не понимаем друг
друга: и не знаю – может ли даже кто-нибудь понять это сумасшествие, это
безумие, с каким любит Аркадий!» И Веринька вверяет себя сопернику Аркадия,
туповатому, но вполне обыкновенному и довольно состоятельному (пятьсот душ).
Покинув Россию, Аркадий, предчувствуя скорую кончину, написал своему другу о
том, что «больной душе не навеют здоровья лимонные рощи Италии…» Вскоре он
умирает, успев, однако, прислать любимому отцу свою картину – «Спаситель,
благословляющий детей». В доме богатого чиновника рассказчик встречает Веру
Парфентьевну, «даму с чепчиком на голове, модном шлафроке», окруженную детьми.
«Это была Веринька», – завершает рассказ повествователь. В конце концов
художник воплотил свой идеал, хотя и не нашел жизненного счастья, а его бывшая
возлюбленная Веринька удовлетворилась обыкновенной женской долей.
|