Проблема особой власти звуков и
«музыки» получила в этой балладе своеобразное разрешение. В «Русалке» «музыка»
создается чередованием четырехстопного амфибрахия с трехстопным анапестом,
причем в том и в другом размерах применены парные мужские рифмы. Это создает
впечатление колеблемых волн и в то же время усыпляющей, «сладкой»
инструментальности. Лермонтов, словно «музыкально», воспроизводит чарующие
звуки и ритмы, намекая на русалочьи призывы и песни. По форме стихотворение
представляет собой ослабленную в сюжетном отношении балладу с перевернутым
сюжетом, слитую с простым, общепонятным и вместе с тем условным романсом.
Сюжет баллады, включающей
фольклорный компонент, строится на том, что все события давно совершились:
«витязь чужой стороны» уже стал «добычей ревнивой волны». Русалки не обманули
его, околдовав обещаниями райской жизни. Они не хотели смерти витязя, но он,
независимо от их воли, умер и не может ответить на их ласки. Русалки даже не
понимают, почему витязь «к страстным лобзаньям» «остается… хладен и нем», «не
дышит, не шепчет во сне…». И теперь уже тоска вселяется в жаждущее любви, но
обманутое женское сердце. Баллада, стало быть, не содержит конфликта и
антагонизма: витязь и русалки, как это подразумевается, испытывают взаимное тяготение
друг к другу. При этом русалкам в их раю не хватает страстной любви, а витязю –
светлого рая. Однако независимо от их желаний катастрофа подстерегает и
человеческий, и русалочий миры – витязь не может жить в новой для себя стороне,
а русалка «полна непонятной тоской», страдая от неразделенной любви. Между
природным и человеческим мирами всякая живая связь нарушена. Попытки преодолеть
заповедную непроницаемую границу, «обмануть» существующее устройство вселенной
безнадежны и гибельны.
Особенность этого стихотворения еще
и в том, что «музыке» сопутствует обилие световых и цветовых слов. Природа над
рекой и под рекой уснащена зрительными эпитетами, и вся картина кажется
освещенной, даже, казалось бы, в полной темноте, на дне реки. Там развернуты
роскошные пейзажи: «играет мерцание дня», «рыбок златые гуляют стада»,
«хрустальные есть города», ложе витязя – «подушка из ярких песков», он лежит
«под тенью густых тростников». Мрак не мешает проникать свету, источник
которого скрыт. Сюжет трагедии возникает на фоне звукового и живописного
богатства природы, сущность которой непонятна и таинственна.
|