В центре этой поэмы – столкновение
двух братьев, принадлежащих по своему воспитанию к «естественному» и цивилизованному
укладам, которое приводит к трагическому финалу. Лермонтов видит и мертвящую
скуку «света», и кровавую «дикость» черкесов:
И
дики тех ущелий племена,
Им
бог – свобода, их закон – война,
Они
растут среди разбоев тайных,
Жестоких
дел и дел необычайных;
Там
в колыбели песни матерей
Пугают
русским именем детей;
Там
поразить врага не преступленье;
Верна
там дружба, но вернее мщенье;
Там
за добро – добро, и кровь – за кровь.
И
ненависть безмерна, как любовь.
Черкесский
мир не монолитен: трещина прошла через семью, в которой два брата – Измаил и
Росламбек, и даже через сердце Измаила. Измаил – цивилизованный,
«европеизированный» черкес, который не разделяет прежние горские нравы и
обычаи, тогда как Росламбек придерживается старинных черкесских устоев. Измаил
ненавидит русских и мстит им за то, что они лишают черкесов воли и захватывают
их земли. Он воюет даже не за аул, а за горы и скалы. Он хочет вести войну
открыто, как и подобает просвещенному человеку, любящему родину и отстаивающему
свободу и независимость. В отличие от него Росламбек понимает войну как слепую
кровавую месть, как истребление иноверцев и нечестивцев, как разбой, в котором
хороши все средства, в том числе обман, коварство и хитрость. Так у Росламбека
появляются два врага – русские и отступник Измаил, который нарушает древние
обычаи и держится новой, более высокой нравственности.
Проблематика романтической поэмы
осложнена тем, что главный герой поставлен перед трагическим выбором между
традиционной моралью и европейскими духовными ценностями. Автору потребовалась
множественность психологических мотивировок, чтобы объяснить внутренний мир
личности и ее поведение, и он отказался от одного из ведущих принципов
байронической поэмы – единодержавия героя. Трагизм героя обусловлен его
чуждостью двум укладам – горскому и европейскому. По рождению Измаил – горец,
но по воспитанию – европеец. Поэтому он не может найти места ни в одном кругу.
Измаил – своего рода цветок, вырванный из родной почвы, пересаженный на чужую и
увядающий там, потому что его культурный мир сложился в иной среде. Он одинок и
напоминает «лишнего человека», героя другого жанра – романа. Лермонтов
иронически комментирует вторичное отчуждение героя – возвращение в родные горы,
свойственное романтической поэме 1830-х годов.
Поэма «Измаил-Бей» свидетельствовала
о том, что человек не может найти спасения нигде: ни в настоящем, которое он
отвергает, ни в прошлом; ни в цивилизованном обществе, ни в «естественном».
Герой изначально поставлен в трагические обстоятельства, приводящие к
гибельному концу.
Проблематика ранних «кавказских»
поэм была завершена в зрелый период творчества («Мцыри» и «Беглец»).
|