Среди романтических повестей могут
быть выделены в особую разновидность повести с историко-героической тематикой,
причем материл этих повестей взят из самых разных сторон жизни. Место их
действия также строго не зафиксировано – это может быть и корабль, плывущий в
Россию, и Англия, и Кавказ. Их объединяет время (они написаны о недавнем
прошлом или даже о живом настоящем), патриотизм и образы простых, обыкновенных
людей. Все эти повести выдержаны в восторженном, экстатическом, метафорическом,
причудливо риторическом стиле. Повестям присуща форсированно экспрессивная речь
с обилием картинных сравнений, роскошных метафор и подчеркнутой патетикой.
Например, в повести «Ночь на корабле. (Из записок гвардейского офицера на
возвратном пути в Россию после кампании 1814 года)» автор-повествователь
слушает рассказ-монолог капитана фрегата Рональда. Главный герой повести,
потеряв возлюбленную, охладевает к жизни вообще, лишается будущего, теряет «все
радости невозвратно и безнадежно». За сочувствие, выраженное к нему, говорит
автор, «он заплатил мне таким взором, что если этот взор приснится мне и в
могиле, я наверно улыбнусь от удовольствия». «Любил ли я? – восклицает
герой. – Какая ж иная страсть в наши лета может возвысить душу до восторга
и убить ее до отчаяния!» Таков же стиль повестей «Латник», «Лейтенант Белозор»
и так называемых «кавказских» повестей («Аммалат-Бек», «Мулла-Нур»). В
«кавказских» повестях великолепно выписана южная природа и правдиво изображены
нравы кавказских народностей (автор служил на Кавказе и погиб там). Бестужев не
скрывает «диких», с точки зрения европейца, русского офицера, обычаев и
отрицательных черт горских племен – коварства, жадности, невежества. В повести изображены
сцены джигитовки, кровавой борьбы с тигром и кабаном, ужасные кровавые картины
гробокопательства, черной неблагодарности и мести. Автор может передать дикий,
необузданный нрав горца и «душу» «азиатца», его «сердечные» стремления и
высокие нравственные качества.
Эти и другие повести принесли
Бестужеву-Марлинскому всероссийскую известность, но вместе с тем стиль его
подвергся жестокой и справедливой критике.
Русская повесть в области
повествовательных форм пошла не по дороге Бестужева-Марлинского, а по пути
Пушкина и Лермонтова. В ней обнаружились явные реалистические тенденции. В
завершающих романтический период повестях Н. Полевого, М. Погодина,
В. Соллогуба, других беллетристов и, главное, в творчестве Пушкина,
Лермонтова возобладали новые художественные принципы – ясность, точность,
прозрачность стиля, отказ от перифрастичности, поэтичность без аффектации, без
искусственных эффектов, без риторики, избыточной патетики. Предвестием этих
завоеваний не только великих мастеров, но и русской прозы в целом были
знаменитые повести Н. Ф. Павлова.
|