Фантастическое, как один из
элементов предромантической и ранней романтической повести в повестях
1820-1930-х годов, становится основным признаком жанра и перерастает в
самостоятельный жанр, удержавшийся в литературе и в последующее время.
1820-1830-е годы – расцвет фантастической образности, которая в современной
теории литературы получила название вторичной
(или акцентированной) условности, противопоставленной
жизнеподобию.
Популярность фантастической
образности, воплощенной в фантастической повести, была мотивирована глубокими
познавательными устремлениями писателей. Русская литература эпохи перехода от
романтизма к реализму активно поддерживала интерес к потустороннему,
запредельному, сверхчувственному. Писателей волновали и особые способы
человеческого самосознания, духовной практики (мистические откровения, магия,
медитация), разные формы инобытия (сон, галлюцинации, гипноз), не гас интерес и
к мечтательству, игре и т. д. В это же время шло активное усвоение русской
словесностью иноземных литературных традиций: английского готического романа,
фантастики гейдельбергских (братья Гримм, Брентано) романтиков, мотивов и
образов Гофмана, восточной сказочной и притчевой поэзии. Специфический интерес
к необъяснимому и таинственному зиждился на кризисе просветительского
рационализма и отражал протест сентименталистов и романтиков против господства
в культуре «так называемой рассудочности, то есть ограниченного рационализма».
Современники оставили немало
свидетельств о широком внимании общественного сознания к иррациональному –
загадочным явлениям в быту, к так называемому месмеризму, к историям «о
колдунах и похождениях мертвецов» (М. Загоскин), к странным происшествиям,
вроде того, когда «в одном из домов. мебели вздумали двигаться и прыгать»
(Пушкин) и т. д. Издатели журналов и альманахов охотно печатали русскую и
иностранную фантастическую прозу.
С помощью образного воплощения не
существующих в эмпирической реальности, но условно-допустимых сил,
иррациональных стихий литература стремилась к освоению вполне «земных, зачастую
спрятанных в бытовую оболочку конфликтов, содержание которых охватывало
необыкновенно широкие смысловые сферы: национальные, религиозно-этические,
социально-исторические, личностно-психологические.
|