Поэмы, как и лирика, запечатлели
образ одинокого и страдающего героя, находящегося во вражде со всем миром и с
ближайшим окружением. Всего Лермонтов написал 26 поэм и большинство из них (19)
приходится на 1828–1836 гг. Остальные 7 созданы в зрелый период
творчества. При жизни Лермонтовым были опубликованы четыре поэмы (три из них:
«Песня про… купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Мцыри» – по воле
автора, а одна – «Хаджи Абрек» – без его ведома). Первые поэмы Лермонтова
(«Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар») носили подражательный и ученический
характер. По словам родственника поэта, А. П. Шан-Гирея, Лермонтов
«никогда не думал выпускать в свет» ранние поэмы. Однако, несмотря на
художественные недостатки ранних поэм, идеи, вдохновившие их, постепенно
становились все более оригинальными и глубокими.
Нет сомнения, что лиризм – основная
особенность поэм Лермонтова, которые не только тесно связаны с лирикой автора,
но и большей частью выросли из лирики. В поэмах Лермонтов получал возможность
выразить характер своего основного героя не только изнутри, не только путем
самораскрытия, но в известной мере объективно, т. е. в действии, в
конфликте, в столкновении с миром, с враждебным окружением, с другими людьми, в
семейных, социальных и иных отношениях, во взглядах на «вечные»
общечеловеческие проблемы и гуманистические ценности.
Лермонтов испробовал почти все
жанровые разновидности романтической поэмы: поэму-исповедь, поэму-фрагмент,
драматическую поэму и стихотворную повесть. Сюжеты поэм брались поэтом то из
русской, чаще исторической, реже – современной жизни («Преступник», «Олег»,
«Два брата», «Последний сын вольности», «Боярин Орша», «Сашка»), то из
кавказской («Две невольницы», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи»), то
из условно «восточной» («Каллы»), то из итальянской или испанской жизни
(«Джюлио», «Исповедь»). Иногда действие поэм переносилось в запредельные
области («<Азраил>», «Ангел смерти», «Демон»). В поэмах вскрыта
внутренняя противоречивость центральных героев, глубина их страданий. Герои
Лермонтова отваживаются на протест против законов, которые сковывают личность,
ее свободу и ее чувства. Сознавая себя жертвами общества, они становятся
мстителями, и с этим связано разрушительное начало их протеста, принимающего
формы резкого индивидуализма. Трагизм сопутствует герою, ставшему изгоем,
гонимым средой, над которой он возвышается силой любви, патриотизма или
испытываемых невероятных и непереносимых мучений. Как правило, лермонтовские
герои лишены быта, они изъяты из повседневной жизни.
Почти во всех ранних поэмах
центральное сюжетное событие – исповедь героя, в которой иногда дается
предыстория события, сообщаются некоторые сведения (большей частью, в виде
неясных намеков) из предыдущей жизни героя. Сюжет состоит из нескольких
эпизодов («вершинная» композиция), между которыми существуют временные и
сюжетные пробелы (эллипсы). Функция их в том, чтобы сохранить таинственность
героя, создать и удержать атмосферу тайны, которой окружен герой и в которую
окутано все лирическое повествование.
С течением времени и в зависимости
от жанровой разновидности намечаются те или иные отступления от канона
байронической поэмы, особенно очевидные в поздних поэмах, но заметные и в
ранних. В так называемых «кавказских» поэмах, созданных на экзотическом
материале (климата, обычаев, языка, верований и т. д.), усилен
повествовательный компонент: автор знакомит читателей с природой, бытом,
фольклором, дает этнографические зарисовки. Они нужны для того, чтобы «вписать»
героя в родную ему среду и романтически объяснить характер горца. Так, в поэме
«Измаил-Бей» появление героя мотивируется национальными обычаями и национальной
психологией черкесов.
Кавказская проблематика со времен
поэмы Пушкина «Кавказский пленник» осложняла сюжет байронической «восточной»
поэмы и прямо связывала его с русско-кавказскими отношениями, которые всплывали
в эпилоге, где торжествовала имперская точка зрения автора, утверждаемая как
объективная. Ту же линию продолжал и Лермонтов.
|