Поэзия
Лермонтова сразу, точнее не скажешь, берет в плен то могучим напором
напряженного «железного стиха», то нежными и трогательными звуками, то
неторопливо, размеренно текущей разговорной речью. Ораторская патетика
стихотворения «Смерть поэта» легко уживается в лирике поэта с музыкальностью
«Русалки» и с подчеркнутой прозаичностью «Завещания», потому что за ними стоит
неповторимая личность с единым и устойчивым мироощущением. Как бы ни разнились
между собой по интонациям и стилю стихотворения Лермонтова, они всегда узнаются
по общему для них душевному строю, который Белинский назвал «лермонтовским
элементом» и который, по его же признанию, лучше угадывается, чем поддается
описанию или анализу. Что же касается прозы Лермонтова («Герой нашего
времени»), то среди русских писателей она давно снискала признание и считается
ими образцовой и классической, обогатившей нашу литературу философскими
мотивами и психологизмом.
Лермонтов прожил очень короткую
жизнь – всего 27 лет. Его жизнь в литературе была еще короче – лишь 4 года, с
1837 по 1841. Писать поэт начал с 14 лет: дошедшие до нас поэтические опыты
датируются 1828 г. С 1828 г. по 1836 г. написана большая часть
произведений, но взыскательный юноша не отдавал своих произведений в печать и
очень рассердился, когда без его ведома отдельные сочинения были все-таки
опубликованы. Количество произведений, написанных в 1837–1841 гг.,
значительно меньше, чем до 1837 г., однако качество их неизмеримо выше. Из
сочинений 1828–1836 гг. только несколько («Ангел», «Нищий», «Парус»,
«Русалка», «Умирающий гладиатор», драма «Маскарад» и поэма «Демон» в шестой
редакции) могут быть отнесены к истинным шедеврам, тогда как почти все
произведения, созданные в 1837–1841 гг., стали классическими.
Особенность творческого развития
Лермонтова состоит в том, что все основные идеи были высказаны им в раннем
творчестве, которое отличается исключительной одухотворенностью. Юноша
Лермонтов сразу стал смотреть на мир с индивидуально-личностной
точки зрения, строго вопрошая себя и действительность, стремясь проникнуть
в существо миропорядка и человека. Начало творчества отмечено также печатью философско-психологического подхода к
изображению и выражению жизни, включая человека и человеческое общество. Таким
образом, творчество юного Лермонтова отличается оригинальной содержательной
зрелостью, и юношеским его можно посчитать лишь по форме, но никак не по богатству мыслей и чувств, никак не по
творческому потенциалу, в нем заключенному. Однако нужно признать, что
недостаточно совершенная форма налагает отпечаток на содержание, делая его
менее ясным и точным.
Дальнейшее творчество Лермонтова –
развитие, качественное углубление, обогащение юношеских идей, а также рождение
новых в русле тех же представлений о жизни и тех же принципиальных подходов к
постижению действительности и человека, которые сложились в юности. Самое
главное отличие творчества 1837–1841 гг. от творчества 1828–1836 гг.
заключено в степени художественности. Но это значит, что художественные идеи
Лермонтова стали более отчетливыми, прозрачными и продуманными.
Вследствие своеобразия творческого
развития между жизнью Лермонтова-человека и жизнью в литературе
Лермонтова-поэта есть известное противоречие: жизнь Лермонтова-человека,
несомненно, осталась незавершенной, внезапно и трагически прерванной, а жизнь в
литературе Лермонтова-поэта в той творческой стадии, когда Лермонтова не стало,
выглядит законченной. О творчестве поэта в целом нельзя сказать, что оно
иссякло и что художественное дарование Лермонтова исчерпало себя. Речь идет
лишь о том, что Лермонтов умер в то время, когда целый этап его творческой
жизни был завершен.
Характер и особенности творческого
пути Лермонтова позволили исследователям наметить следующую периодизацию: раннее творчество – 1828–1832; переходная
фаза от раннего творчества к зрелому – 18331836; зрелое творчество – 1837–1841.
Иногда два периода – ранний и переходный – сжимают в один (1828–1836), и тогда
творческий путь Лермонтова делится на два периода (1828–1836 и 1837–1841). Одним
из оснований такого подхода является воля поэта, до 1837 г. не отдававшего
своих произведений в печать и начавшего публиковаться с 1837 г.
|