Тот специфический круг, который
именовался «большим светом» (писатель граф В. А. Соллогуб так и
назвал свою повесть «Большой свет») или «светом», привлек внимание русских
писателей в 1820-1830-е годы и стал предметом художественного изображения и
изучения в одной из разновидностей повести, получившей название «светской» и
ставшей самостоятельным жанром.
Истоки светской повести лежат в
творчестве Карамзина. Тема «света» стала основной в его повести «Александр и
Юлия» (1796), причем характерно, что в повести уже есть ирония в адрес
светского общества.
Первоначально светская жизнь входит
в литературу как материал для сатирико-бытовых зарисовок и
философско-психологических размышлений. Со временем, однако, начинают резко
проступать основные конфликты и основные герои. Прямая критика «света» и
отвлеченные рассуждения отходят на второй план. В центре оказывается
психологическое раскрытие характеров главных героев, различных типов светского
общества и совокупного, собирательного «лица» «света» или своеобразной светской
атмосферы. «Свет», как отдельный и замкнутый в себе мир, становится «сборным»
героем повествования, и каждый персонаж изображается писателями с оглядкой на
его близость или отдаленность от «света». Это позволяет, во-первых, глубже
проникнуть в психологию действующих лиц, полнее описать мотивы поведения,
изгибы ума и чувства, а во-вторых, разнообразнее представить непохожие и
внутренне противоречивые характеры.
Развитие светской повести шло в двух
направлениях, которые условно можно назвать романтическим и реалистическим,
хотя грани между ними оставались весьма зыбкими и подвижными, да и бытовали они
в литературном обиходе почти одновременно.
|