Исследователь творчества Лермонтова
Б. М. Эйхенбаум заметил, что начало стихотворения дает основание
думать, будто перед читателем развернута одна картина, один пейзаж, в котором
последовательно меняются состояния природы: сначала тишина, спокойствие, потом
внезапно поднялся ветер, и налетела буря, а затем она столь же неожиданно
прошла, и засияло солнце, весело заиграло море. На самом деле читатель
знакомится с тремя разными моментами в жизни морской стихии. Они хронологически
не связаны между собой и по времени отделены друг от друга. Такой же принцип
лег впоследствии и в основу стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…».
Поэт выбирает эти состояния потому, что они наиболее характерны: море или
закутано голубым туманом и почти пустынно, или штормит под натиском
врага-ветра, или играет, когда его посещает друг-солнце. Единственный предмет,
который присутствует при всех состояниях стихии, – одинокий парус.
Понятно, что парус одушевлен и соотнесен с душой поэта. К нему и одновременно к
себе автор обращает вопросы, на которые тут же сам отвечает. Легко заметить,
что картины и пейзажи разные, а ответы одинаковые.
На фоне природных образов проступает
философический смысл. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова:
они предельно обобщены и даны в их контрастном проявлении. Поэт свободно
сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Вместо реальной
картины перед читателем возникает воображаемый «комбинированный» пейзаж. Он
мыслится не как видимая картина, наполненная событиями в жизни природы, а как
предмет размышлений.
Образ моря – пространственной
безбрежности – контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом новом
контрасте (покой и буря, море и парус, морская ширь и белеющая в ней точка,
мощь стихии и уязвимая слабость паруса) возникают тревожные вопросы, не только
углубляющие контраст, но заставляющие осознать иную мысль: при всей слабости,
одиночестве, потерянности парус равновелик морю. В нем заключено такое душевное
могущество и такая духовная безбрежность, которые соизмеримы с состояниями
стихии, о чем свидетельствуют вопросы:
Что
ищет он в стране далекой?
Что
кинул он в краю родном?..
Здесь
внутренне контрастны обе части: «ищет он» противостоит «кинул он», а «стране
далекой» – «край родной». На этом фоне отчетливо проступает одиночество паруса,
который помещен между «страной далекой» и «краем родным», но не принадлежит ни
тому, ни другому. Далее пространственный контраст распространяется не вширь, а
вглубь.
Строкам «Играют волны – ветер
свищет, И мачта гнется и скрипит…» соответствуют строки, в которых выражено
иное и по времени, и по существу состояние стихии:
Под
ним струя светлей лазури,
Над
ним луч солнца золотой…
Теперь
парус помещен между небом и морем, и этот контраст также проведен
последовательно и закреплен в антитезах («Под ним» – «Над ним»). Столь же явно
контрастируют между собой пятая и шестая строки:
Увы!
Он счастия не ищет,
И
не от счастия бежит!
Они
непосредственно связывают второе четверостишие (катрен) с первым. Менее
очевидный контраст заключен внутри второго и третьего четверостиший. По
лермонтовскому представлению, счастье достигается только в результате действия,
но «парус» «счастия не ищет, И не от счастия бежит!» Точно также умиротворенное
состояние природы побуждает его «просить» бури. И здесь проявляется внутренний
конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным
законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека.
Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью
вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. Фактически парус всецело
зависит от игры морской стихии. Он подчиняется ее капризам: когда разыгрывается
буря, «мачта гнется и скрыпит…», а когда море спокойно, то и парус пребывает в
состоянии покоя. Но каждый раз состояние стихии и «желание» паруса решительно
не совпадают: когда «играют волны» и «ветер свищет», он ждет покоя, когда на
море штиль, он «просит» бури. Так возникает характерное для романтизма
противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние
человеческой души.
Чувство романтика оказывается вечно
раздвоенным и вечно неудовлетворенным. Оно не может быть внутренне разрешено,
потому что романтик всегда разочарован. Его удовлетворило бы состояние
бури-покоя, потому что он не знает счастия в чем-то постоянном и устойчивом: он
ищет в буре – покой, а в покое – бурю. Однако человеку не дано ощутить и
пережить состояние бури-покоя, где буря была бы одновременно покоем, а покой –
бурей. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он,
противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным и внутренне
непротиворечивым ее проявлениям (покой или буря) или по невозможной слитности
противоречивых состояний, образующих воображаемое утопическое единство
(буря-покой). В дальнейшем именно такие переживания, соединенные с мотивом
смерти, станут восприниматься как гармония, как счастье, как новая свобода,
которой жаждет лирический герой («Выхожу один я на дорогу…»).
Стихотворение «Парус» по своей
поэтике характерно для раннего Лермонтова и для лермонтовского романтизма.
Во-первых, стихотворение аналитично. В нем развернут самоанализ душевного
состояния, данный в символической картине. Это придает ранней лирике
философичность. Во-вторых, Лермонтов мыслит поэтическими контрастами,
антитезами. В-третьих, поэт жаждет цельных, естественных чувств. Противоречие
между чувствами естественными и цивилизованными отразилось не только в лирике,
но также в поэмах, прозе и драмах.
|