Основы конфликта: оживим наш персонаж Один из способов создать яркий персонаж — описать его: «Джон
был высоким, угловатым, худощавым лесорубом с глубоко посаженными алыми
глазами. Нечесаные взъерошенные волосы цвета вороньего крыла ниспадали
ему на лоб, шея бугрилась веревками вен. Лицо пересекал безобразный
желтый шрам, словно светившийся изнутри. Вид у Джона был отталкивающий и
пугающий…» После того как вы описали персонаж, его образ
возникнет в воображении читателя. Однако персонаж оживет, только когда
начнет действовать и принимать решения. Представим трех солдат в
дозоре. Они вышли к реке, которую им надо пересечь. На дворе — ноябрь,
вода в реке холодная, дует пронизывающий ветер, никому не хочется лезть в
воду. Сержант дает солдатам десять минут на отдых. Первый солдат сразу
переплывает реку и отдыхает на противоположном берегу. Другой солдат
тратит десять минут на поиск брода. Он не отдохнул, но и промок меньше.
Сержант отдыхает десять минут, после чего переплывает реку. Выбор,
сделанный каждым из трех солдат, не сыграет важной роли в их жизни. Тем
не менее он их очень хорошо характеризует. Один предпочитает быстрее
покончить с неприятным, второй пытается избежать неприятного, третий
максимально оттягивает момент встречи с неприятным. Та или иная реакция
персонажа на препятствие, помеху или конфликт придает ему
индивидуальность, его образ становится более четким и ясным. Подумайте над следующим диалогом. Я его написал специально, чтобы вас усыпить: — Доброе утро, — сонно произнес он. — Доброе утро, — ответила она. — Завтрак готов? — Нет. А что ты хочешь на завтрак? Он задумался: — Может, яичницу с ветчиной? — Ладно, — согласилась она. — Тебе какую яичницу? — Глазунью. — Договорились. Тосты будешь? У меня есть пшеничный хлеб. Из него получаются хорошие тосты. — Давай попробуем. — Ладно. Тебе как пожарить тосты? — Хочу, чтобы была темно-золотистая корочка. — А масло? — Н-н-н-у-у… Давай. — Джем нужен? — Пойдет. Пока она готовила завтрак, он читал газету. — Что слышно новенького? — спросила она. — «Ред Сокс» вчера проиграл два матча подряд. — Плохо дело. — У них еще восемь матчей до финала. — Просто кошмар. Какие у тебя планы на сегодня? — Не знаю, еще не думал. А у тебя? — Траву подстричь надо. — Я подстригу. — Как подстрижешь, пойдем в парк, устроим пикник. — Договорились… Что
вы испытали во время чтения? Думаю, скуку. Диалог вполне реалистичен,
но персонажи плоские и неинтересные. В этой сцене нет жизни, потому что
отсутствует конфликт. Мы ничего не можем сказать о персонажах, кроме
того, что они живут в согласии. Герои не сделали ничего, чтобы показать
всю палитру красок своих характеров. Они не совершили никаких поступков,
по которым мы смогли бы понять, каковы на самом деле наши персонажи.
Между ними — пустая беседа, а не диалог. Большинство читателей не
потерпят таких бесед. Если на горизонте не намечается никаких
конфликтов, читатель откладывает книгу в сторону. Уильям Нотт в
«Искусстве беллетристики» (1977) пишет следующее: «Самый продуманный
сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствуют напряжение и восторг,
которые привносит конфликт». Конфликт — столкновение желаний
персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда
угодно: со стороны природы, других персонажей, сверхъестественных сил,
иного измерения, космоса, и даже со стороны самих героев. Борьба с
противодействием и возникающий в результате конфликт проливают свет на
персонаж, полностью раскрывают его. Читатель понимает, кто ваш герой. Подумайте над следующим эпизодом. Персонажи не просто беседуют, они находятся друг с другом в состоянии конфликта. «— С наступающим праздником, дядюшка! Желаю вам хорошенько повеселиться на святках! — раздался жизнерадостный возглас. <…> — Вздор! — проворчал Скрудж. — Чепуха! <…> — Это святки — чепуха, дядюшка? — переспросил племянник. — Верно, я вас не понял! —
Слыхали! — сказал Скрудж. — Повеселиться на святках! А ты-то по какому
праву хочешь веселиться? Какие у тебя основания для веселья? Или тебе
кажется, что ты еще недостаточно беден? — В таком случае, —
весело отозвался племянник, — по какому праву вы так мрачно настроены,
дядюшка? Какие у вас основания быть угрюмым? Или вам кажется, что вы еще
недостаточно богаты? На это Скрудж, не успев приготовить более вразумительного ответа, повторил свое „вздор" и присовокупил еще „чепуха!". — Не ворчите, дядюшка, — сказал племянник. —
А что мне прикажешь делать, — возразил Скрудж, — ежели я живу среди
таких остолопов, как ты? Веселые святки! Веселые святки! Да провались ты
со своими святками! Что такое святки для таких, как ты? Это значит, что
пора платить по счетам, а денег хоть шаром покати. Пора подводить
годовой баланс, а у тебя из месяца в месяц никаких прибылей, одни
убытки, и хотя к твоему возрасту прибавилась единица, к капиталу не
прибавилось ни единого пенни. Да будь моя воля, — негодующе продолжал
Скрудж, — я бы такого олуха, который бегает и кричит: „Веселые святки!
Веселые святки!" — сварил бы живьем вместе с начинкой для святочного
пудинга, а в могилу ему вогнал кол из остролиста! — Дядюшка! — взмолился племянник. — Племянник! — отрезал дядюшка. — Справляй свои святки как знаешь, а мне предоставь справлять их по-своему. — Справлять! — воскликнул племянник. — Так вы же их никак не справляете! — Тогда не мешай мне о них забыть…» (Вы, надеюсь, уже узнали «Рождественскую песнь в прозе» Диккенса). И
Скрудж и племянник отстаивают свою точку зрения. По мере того как один
пытается переубедить другого, раскрываются характеры обоих персонажей.
Становится понятно, что Скрудж — старый скряга, сидящий на мешке денег, а
его племянник — жизнерадостный бездельник. Конфликт в
художественном произведении всегда развивается по схеме действие —
противодействие. Призраки хотят просветить Скруджа, а Скрудж этому
противится. Макмерфи пытается освободить больных, старшая медсестра
желает, чтобы все осталось по-старому. Гумберт Гумберт стремится обрести
любовь Лолиты — Лолита бежит от него. Старик мечтает поймать большую
рыбу, а рыба предпочитает плавать в море. Конфликт разгорается,
когда, во-первых, у персонажей разные цели, а, во-вторых, они испытывают
острую необходимость этих целей достичь. Если ставки высоки и ни одна
из сторон не уступает, имеются все предпосылки для создания
высокохудожественного произведения. |