Кульминация, развязка и вы • Кульминация — это мишень, а сюжет — стрела, летящая к ней. • Кульминация — это противоположный берег, к которому вы строите мост своего произведения. • Кульминация — это финиш марафонского забега. • Кульминация — это завершающий удар в бою, который разворачивается в вашем произведении. Можно сказать иначе. • Сюжет — это вопросительный знак, кульминация — знак восклицательный. • Сюжет — это голод, кульминация — насыщение. • Сюжет — это бросок шайбы, рука на эфесе, палец на спусковом крючке, кульминация — пуля между глаз. • Кульминация — эта конец, ради которого на свет появилось начало. Напряжение
в сюжете по мере его усложнения нарастает и достигает точки, в которой
наконец разрешается ключевой конфликт. Персонажи перенесли испытания, их
трепала жизнь, они были наказаны. В результате они прошли определенные
этапы развития. Когда напряжение нарастает, усиливается и давление на
персонажи, достигая наконец «критической точки». Эта точка и есть
кульминация. В ней разрешается ключевой конфликт. Как разрешить его вам? Конфликт разрешается за счет того, что Эгри называет революционными изменениями. У
древних греков было свое обозначение предложенного Эгри термина —
перипетия. Аристотель в «Поэтике» дает такое определение перипетии: «Перипетией
называется изменение имеющегося положения вещей на противоположное. То,
противоположное, положение вещей — последовательность вероятностных или
обусловленных чем-то событий. Эти события вызывают страх или
сострадание — те эмоции, что и призвана вызывать трагедия. Эти события
приведут либо к счастливому, либо к несчастливому финалу». В
работе «Основы сюжета» (1959) Уильям Фостер-Харрис утверждает:
«Художественное произведение пытается донести до читателя мысль, что
ответ на любой вопрос неким фантастическим образом заключен в самом
вопросе. Чтобы получить ответ, нужно вывернуть вопрос наизнанку».
[Курсив автора.] В кульминации трус обретает храбрость, любимый
человек соглашается сочетаться узами брака, неудачник побеждает,
победитель проигрывает, святой грешит, грешники искупают грехи. Именно
это и подразумевает термин «революционные изменения». Положение вещей
меняется кардинально: все переворачивается с ног на голову. • В
«Рождественской песне в прозе» кульминация наступает, когда
Рождественский Дух Грядущего показывает Скруджу его самого на смертном
одре. Скрудж умоляет дать ему шанс измениться. Скрудж просыпается утром.
Наступило Рождество. Герой был окружен духами и призраками, теперь он
снова среди людей. Он видел собственную смерть, но сейчас он еще жив.
Несомненно, в кульминации мы наблюдаем революционные изменения. •
В «Крестном отце» нам кажется, что клан Корлеоне полностью уничтожен и
члены семьи вот-вот с позором покинут Нью-йорк. Майкл Корлеоне наносит
удар по врагам. Выместив на них всю ярость, он в один день добивается
победы. Репутация и положение семьи восстановлены. Без сомнения,
произошли революционные изменения. • Лимас в романе «Шпион,
который пришел с холода» в момент кульминации практически спасен. Все
что нужно — перелезть через стену, и он за пределами Восточной Германии.
Однако предательство руководства убивает в нем волю к жизни; он
выбирает смерть. Крайне неожиданный поворот событий, революционно
меняющий концовку. • Когда по настоянию старшей медсестры
Макмерфи делают лоботомию, нам кажется — медсестра победила. Она
одерживала победу за победой на протяжении всего действия романа
«Пролетая над гнездом кукушки». Но Кизи доказывает нам, что человеческий
дух непобедим. В других пациентах просыпается воля к борьбе, а один из
них, Вождь, находит в себе силы бежать. Так что в кульминации мы
наблюдаем революционные изменения. • В кульминации «Лолиты»
заглавная героиня покидает Гумберта Гумберта. Несмотря на то что ее уход
был предсказуем, сюжет меняется резко, революционно. Гумберт Гумберт
быстро впадает в безумие. Человек любящий превращается в человека
ненавидящего. • Старый рыбак в повести «Старик и море» в
отчаянии: за восемьдесят четыре дня он ничего не поймал. Он станет
посмешищем. Все меняется, когда ему удается поймать большую рыбу. Вот
вам еще один пример революционного изменения событий. •
Самоубийство Эммы в «Госпоже Бовари» — бесспорно, революционный поворот
событий. Женщина, мечтавшая «прожигать жизнь», предает себя смерти. Сюжет
— это борьба. Вы начинаете повествование с событий, предшествующих
моменту столкновения главного героя с дилеммой. Персонаж бьется над
дилеммой, дилемма перерастает в кризис. Кризис достигает того накала,
той точки, когда он должен быть разрешен. Персонаж совершает
определенный поступок, приводящий сюжет к кульминации. Результат
разрешения кризиса может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.
Но в любом случае вся ситуация в корне меняется, происходят
революционные изменения, суть которых не столь важна. |