Это качество эссе можно
наблюдать, анализируя названия. Часто в них появляется предлог о, так как
заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части
и целого), или является первоначальной точкой для рассуждений автора, или не
связано напрямую с темой эссе.
Характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного
процесса эссеиста? Можете ли вы, опираясь только на названия, заранее судить о
содержании работ?
Эссе может воплощаться в различные литературные формы:
моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь и многие другие.
Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе сохраняет свою
жанровую самостоятельность.
Для автора эссе главное — личное постижение мира и
отношение к нему. В качестве же способов такого постижения он привлекает
многочисленные примеры, раскрывает параллели, подбирает аналогии, использует
всевозможные ассоциации, уподобления, сцепления.
Вспомните свои впечатления от путешествий, встреч с
другими уголками страны или мира. Напишите вступление к такому воспоминанию.
Определите, к какому жанру (эссе, путевому очерку, путешествию, воспоминанию,
страничке из дневника) вы отнесете свою работу и почему.
Найдите в газетных или журнальных публикациях, в
электронной печати пример беседы с писателем, деятелем культуры, науки.
Сравните этот материал с отрывком из эссе Ф. Искандера, написанного в форме
беседы с Виктором Максимовичем.
Желание раскрыть свою мысль наиболее полно требует от
эссеиста поисков формы высказывания — художественных и языковых средств ее
воплощения. Оригинальная, интересная мысль автора ищет только ей присущий
облик — выражение.
Люди, создающие эссе, обладают особым ассоциативным
мышлением. Прочитайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья»
японской писательницы XI века Сэй Сёнагон, чьи произведения положили начало
эссе в литературе Востока.
Эссе - жанр, свободный от иных пристрастий, кроме личных,
и устоявшихся критических оценок, - прежде всего позволит ребятам выражать свое
личное восприятие литературы (если речь пойдет о литературно-критическом эссе).
В других случаях, наоборот, даст возможность обратиться к разным точкам зрения
и вступить в литературную полемику.
Жанр эссе достиг своего расцвета в литературной критике.
Познакомьтесь с отрывками из школьного сочинения «Вольнолюбивая лирика Пушкина»
и эссе о Пушкине П. Вайля и А. Гениса «Хартия вольностей».
В младших классах вам уже приходилось писать эссе — это
были первые пробы пера, попытки выразить свое «Я». Средняя школа тоже начиналась
с традиционного «Как я провел лето», «Самый запоминающийся день каникул».
Подобная тематика задает жанр эссе, в котором ваше «Я» — и субъект, и объект
исследования.
Перед вами сочинение Дарии С. «Грамматика любви в
произведениях Бунина»- Прочитайте его и подумайте, отвечает ли эта работа
классическим требованиям к сочинению: Доказательно ли и убедительно автор раскрывает
тему, подробно ли анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить
позицию писателя, продемонстрировано ли напрямую знание критических работ о
Бунине?