|
В разделе материалов: 143 Показано материалов: 91-120 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Тема — это ядро повести. Иногда тема появляется писателю еще до того,
как он напишет первое слово, иногда писатель начинает с какого-то
предчувствия, и только в процессе возникновения повести открывает, что,
собственно, хотел сказать. |
На третьем и самом важном уровне различения, мы имеем тезу. Это она
гарантирует книге внимание издателя, и облегчает публикацию. Читатель
может распознать тезу, либо нет — и в зависимости от этого будут
развиваться дискуссии и споры о книге, если она будет напечатана. |
Если путеводную нить можно сравнить с протянутым от дерева к дереву
хлопчатобумажным шнурком, то теза — компас, благодаря которому известно,
в какую сторону надо идти. Не имея компаса, ты перепутаешь направления,
и годами будешь ходить по кругу. |
Писание не является одноразовым
процессом. Есть два вида деятельности, связанных с работой над повестью,
и путание одного с другим может привести к неприятным последствиям. В
фазе «вдохновения» писатель ловит идею из воздуха, а в фазе «ремесла»
упорядочивает свой пойманный образ так, чтобы он имел какой-то смысл. |
Каждая повести обладает временным аспектом, хотя он и не определяет
время ее восприятия, как это происходит в фильме. Независимо от того,
читается ли данная книга пять лет или пять дней, важен темп
рассказываемой истории. |
Начинающие писатели часто имеют проблемы с контролированием времени в
повести. Если действие происходит, предположим, в первый, второй и
четвертый день, то что делать с днем третьим? Заполнить ли его тщательно
чем попало, надеясь, что читатель не заметит, что не происходит ничего
важного? Нет. |
Какой длины должна быть повесть? Может, длиной в шнурок, а может и
больше. Естественно, повесть не имеет какой-то определенной длины — она
является чем-то вроде договора, поэтому не обязательно придерживаться
законов физики. |
Когда можно сказать себе, что повесть закончена? Без сомнения, не
тогда, когда будет написана первая версия, хотя удалось мне встретить
писательницу, которая все свои повести пишет сразу на бело. Онемевший от
удивления, я не спросил тогда, как она это делает, и до этой поры
пытаюсь этот феномен понять. |
До этой поры мы говорили о писательском ремесле, но теперь нам
придётся вступить на более зыбкую почву, потому что пришло время
заняться вопросом, что на самом деле значит — быть художником? |
Плечом к плечу с такого рода чувствительностью идут еще два признака,
и первым из них является интерес к окружающему миру. Это характерная
для всех художников особенность: необычайная увлеченность миром.
|
Другим признаком, которым должен отличаться писатель, является
отчаянное стремление запечатлеть прошедшие события на бумаге. Почему?
Конкретные поводы не важны, потому что самым главным является
непреодолимое стремление оставить после себя какой-нибудь след, который
бы говорил: «Я был, и моя жизнь что-то значила». |
Может быть, эта тема покажется не к месту в разговоре о
писателях, но наше тело является основой нашего опыта. То, как ты
воспринимаешь себя — если ты не бестелесный ангел — в огромной степени
укоренено в физической реальности. Ты являешься телесным бытием, так же,
как твои читатели. |
Писательство начинается с общения, и на нем заканчивается. А это
означает, что надо найти общий язык, благодаря которому удастся
перебросить мост между писателем и читателем. Тебе это удастся только
при условии, что каким-то образом ты станешь на место читателя, влезешь в
его шкуру. |
Даже если работаешь изо всех сил, работа над повестью редко длится
короче, чем пол — года. Только немногие умеют одним махом, и не теряя
энергии, написать больше, чем несколько страниц за один раз, поэтому
путешествие к станции с триумфальным названием КОНЕЦ, скорее всего
займет пару лет... |
Если ты утверждаешь, что тебе не
хватает времени, придётся определить приоритеты и отказаться от
некоторых вещей. Помочь в этом может убеждение, что самораскрытие — это
необходимость, а не роскошь. Когда определяешь жизненные приоритеты,
очень легко поместить писательство на самый конец списка. |
Чем больше пишешь, тем более тебе подчиняются слова, и тем меньше
времени теряешь, занимаясь чесанием затылка. Но для этого необходима
дисциплина: нельзя садиться за писание лишь тогда, когда появится
желание этим заняться. |
Другой вид поддержки можно найти в писательских кружках. Это очень
разные группы — одни встречаются в специально арендованных залах, другие
на квартирах своих членов. Некоторые собирают членские взносы, в других
царит менее формальная атмосфера. |
Независимо от опыта или количества написанных книг, рано или поздно,
когда ты будешь работать над повестью, застрянешь в каком-то месте. Пол —
беды, если авария окажется временной, и будет достаточно зарядить
аккумулятор, чтобы двигатель вновь заработал. |
Иногда писание идет с трудом не потому, что автор заблокирован, а
потому, что идея еще не созрела. Повесть, как и семя зимой, требует
времени на отдых. Конечно, есть последние сроки, временные ограничения,
искреннее желание писать, но ни повесть, ни человеческое воображение не
являются чем-то механически точным. |
Студентов, которые спрашивают меня, как добраться до издателя, я, в
свою очередь, спрашиваю, написали ли они уже какую-то книгу. Очень редко
ответ бывает положительным. |
Писатели делятся на две категории — те, кто считает литературных
агентов неоценимыми помощниками, и те, кто думает иначе. Если ты только
начинаешь, а особенно, если ты предпочитаешь писать, а не заниматься
организационными делами, сотрудничество с таким агентом может оказаться
тем элементом, который окажется решающим в деле публикации. |
Случалось, что известные писатели — от Марка Твена до Тимоти Мо —
сами издавали свои книги. Даже при отсутствии других достоинств этого
метода, по крайней мере у тебя есть та гарантия, что твое детище увидит
свет при твоей жизни. |
Посылая машинопись почтой (или привозя ее лично) напиши свое имя и
фамилию на первой и последней странице — на тот случай, если пропадет
письмо, которое ты к ней приложишь. Кроме того, всегда сохраняй копии
своих работ, потому что даже самые толстые машинописи умудряются где-то
пропадать. |
Когда ты предоставишь текст своей повести куда надо, вероятнее всего
он окажется в груде таких же текстов, которые ждут своей очереди, то
есть в так называемой «макулатуре». Отбором макулатуры чаще всего
занимается молодая особа (до двадцати пяти лет от роду) из редакции,
либо пенсионер, который работает несколько часов в неделю по договору. |
Деньги, заработанные автором, как правило пропорциональны числу
проданных экземпляров его книги. В прозе спрос связан с интересом
читателей к определённому её виду, при этом лучше, чем художественная
проза, продаются популярные стили, такие, как триллер, семейная сага,
женский роман, фэнтези или детектив. |
Для большинства писателей деньги являются помехой в творческом
процессе, но отсутствие денег — это еще большая помеха. Поэтому
издавайся для денег, но пиши с любовью. Если ты не будешь писать с
чувством, рано или поздно это выйдет на явь, потому что от
проницательного читателя ничего не укроется. |
Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь.
И во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или
вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область —
литература и русский язык, но и история, иностранные языки. |
Попытайтесь выделить его основные признаки: Используя отрывок из эссе Ольги Ванпггейн «Для чего и для
кого писать эссе», определите основную цель жанра: «...Главное — заставить
читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец,
потребность в самовыражении». |
У жанра эссе есть свой
родоначальник — французский философ Мишель Монтень (1533 — 1592). М. Монтёнь
вошел в историю философской мысли как автор ассе под названием «Опыты». Первое
издание его «Опытов» вышло в 1580 году.
|
Нужно помнить, что наличие конкретной темы, вопроса,
предмета для эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения,
утверждения, анализа. |
| |