Мы
уже говорили, что поэт поет. Но чтобы стихи звучали красиво, надо знать
некоторые приемы. Когда мы просто говорим, мы обычно не обращаем
особого внимания на то, как это звучит. В поэзии надо хорошенько
прислушиваться к звукам, из которых состоит слово. Из них, как из нот –
музыка, должны сложиться стихи. Расставив соответствующим образом слова в
стихотворении, можно добиться, что будет понятен не только основной
смысл стихотворения, но и слышен его звуковой фон. Достигается это тем,
что мы ставим рядышком, в одну стихотворную строку, слова, в которых
повторяется какая-либо буква. Например, если в словах будет много
гласных, то стихотворение будет очень певучим. Звукопись
придумали очень-очень давно. Сначала наши древнейшие предки подражали
тем живым и неживым явлениям, которые их окружали. Получалось
звукоподражание. Отсюда возникли всякие наши гав-гав, хлюп-хлюп,
буль-буль, мур-мур, мяу-мяу, трах, бац и тому подобные. Оттуда же ведут
свою историю и такие глаголы, как ворковать, верещать, грохотать,
громыхать, рычать, жужжать, гоготать, мяукать, бурлить и т. д. Многие
авторы используют в своих произведениях звукоподражание. Но не надо
думать, что этим приемом все исчерпывается. В звуках может быть своя
мелодичность и безо всякого подражания природе. Существует понятие
благозвучности, то есть такого сочетания звуков, когда фраза
уподобляется аккорду – ничто не режет слух. Кроме того, это звучание
может быть тесно связано со смыслом стиха. Например, есть такая народная
песня, в которой поется: Забыл Ванька Балалайку в лебеде…
Попробуй повторить эту фразу несколько раз подряд. У тебя получится своеобразная игра на губах: б-л, бл, б-л. С помощью звукописи можно создать самые разные звуковые образы. Шипящие «ш» и «щ» создают эффект шороха. Звучит это неплохо. Две ладошки, Нежные, как кошки, А за окошком – ночь.
При частом повторении буквы «р» получается рычание: Я надену кофту рябу, Рябу-перерябую, Если милый мне изменит, Я его ошкрябую.
Если
в стихотворении явно то и дело встречается буква «л», получается что-то
такое медленно-певучее. Особенно эффектно звучат сочетания «л» с
гласными. На столе стоит стакан, А в стакане лилия. Что ты смотришь на меня, Морда крокодилья?
При сочетании букв «с», «з» и «ц» слышится что-то похожее на свист. Позови меня с собой, Я приду сквозь злые ночи, Я отправлюсь за тобой, Что бы путь мне ни пророчил…
Частенько
можно встретить многократное повторение буквы «ч»: «четыре черненьких
чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж человеческого
черепа». У Агнии Барто в стихах очень много букв «ч». Идет бычок качается, Вздыхает на ходу: «Ой, доска кончается, Сейчас я упаду!» Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тихо, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!
Реже встречаются комбинации с буквой «п», но и их иногда используют поэты: Петр Петрович пошел погулять, Поймал перепелку – пошел продавать.
А вот в этом стихотворении Маяковского явно слышен барабанный бой: Мимо баров и бань Бей, барабан! Барабан, барабань! Были рабы. Не раб Барабей. Барабань, Барабан. Эй, стальногрудые! Крепкие, эй! Бей, барабан! Барабан, бей! Или, или. Пропал или пан. Будем бить. Бьем. Били. В барабан! В барабан! В барабан!
С другими буквами тоже можете поэкспериментировать. Все
уважающие себя поэты говорят, что они пользуются звукописью
ненамеренно, как-то само собой получается. Мы-то знаем, что просто так
ничего не делается. Но говорить и вам не запрещается. В
стихах надо избегать слов, в которых очень много разных согласных:
такие стихи трудно читать. И не надо использовать длинные слова, от них
стихотворение становится неудобовыговариваемым (это как раз то самое
слово, которое в стих засовывать не надо). Существует
еще такой прием, как звуковой контраст. Он тоже относится к звукописи и
используется, когда поэт хочет передать какое-то звучание и оттенить
его переходом. Вот пример из Пушкина: Мазу р ка р аздалась. Бывало, Когда гр емел мазу р ки гр ом, В о гр омной зале все др ожало, Па р кет трещал под каблуком, Т р яслися, др ебезжали р амы; Теперь не то, и мы, как дамы, Ско л ьзим по л аковым доскам.
Теперь
попробуй прочесть только выделенные буквы, и ты получишь типичный
звуковой контраст. В начале отрывка нам слышится гром, грохот, треск, а в
последней строке – мягкое скольжение. В книге Бальмонта «Поэзия, как волшебство» приводятся характеристики звуков: «Р
– скорое, узорное, угрозное, спорное, взрывное. Разорванность гор. В
розе румяное, в громе рокочущее, пророческое – в рунах, распростертое в
равнинах и радуге». О мягком звуке «л»
Бальмонт пишет: «Лепет волны слышен в Л, что-то влажное, влюбленное,
лютик, лиана, лилея. Переливное слово Люблю. Отделившийся от волны
волос, своевольный локон. Благовольный лик в лучах лампады. Светлоглазая
льнущая ласка, взгляд просветленный, шелест листьев, наклоненье над
люлькой». Стихи Бальмонта, естественно, очень мелодичны: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.
Вообще,
на звуки надо обращать очень пристальное внимание. Крученых придумал
теорию сдвигологии русского стиха. Она заключается в том, что при
слиянии нескольких звуков или слов может получиться «звуковой сдвиг», от
которого абсолютно меняется смысл. Например, у Пушкина: Со сна садится в ванну со льдом.
Эта фраза может быть прочитана: «Сосна садится в ванну сольдом» (сольдо – итальянская монета). И таких примеров масса. Так что следи за звуками! Хотя, как видишь, и у Пушкина… |