Вторник, 23.04.2024, 09:42


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ [27]
КАК НАПИСАТЬ ПОВЕСТЬ [65]
КАК НАПИСАТЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ РОМАН [41]
Я ЛЕГКО ПИШУ СТИХИ [10]

Главная » Статьи » ПРОБА ПЕРА » Я ЛЕГКО ПИШУ СТИХИ

«А ну-ка, размалюй-ка!»

Мы разобрались, что можем написать, теперь надо решить, как это написать. Эта глава будет посвящена одежке стиха, всяким рюшечкам, оборочкам, воланчикам и кружавчикам, без которых стих просто жить не может. Все эти украшалки называются образными средствами языка. Все образные средства языка делят на две группы: тропы и фигуры. Сейчас поясним. Когда ты идешь по лесу, то можешь выбрать разные тропинки. Есть тропинки проторенные, по которым все ходят и никаких грибов не находят, а есть тропы, заросшие колючками, репейником и грибами. Точно так же и в речи. В обычной повседневной речи мы используем тропу, уже проторенную и исхоженную вдоль и поперек, а в речи поэтической лучше бы пойти другим путем. Поэтическая тропа вся состоит из поворотов, может быть, поэтому слово «троп» переводится с греческого как «поворот, оборот». Итак, пойдем по этой тропе.

Самый частый гость на этой тропе – эпитет. Мы, сами того не зная, используем его и в повседневной речи. Эпитет – это, попросту, определение, которое называет признак, как-то особенно выделяющийся в предмете, о котором идет речь.

Вот кто-то с горочки спустился,

Наверно, милый мой идет.

На нем защитна гимнастерка,

Она с ума меня сведет.

На нем погоны золотые

И яркий орден на груди:

Зачем, зачем я повстречала

Его на жизненном пути?

Продираясь по этой тропе дальше, нельзя не встретить сравнение. Сравниваем мы часто и в своей обычной жизни, но в поэтической речи сравнение должно быть особенно красивым. Самый типичный признак сравнения – это бегающие вокруг него союзы «как», «точно» и «словно».

Сравнения и эпитеты очень помогут тебе при написании элегии или любого другого любовного стихотворения.

В золотистой дали

облака, как рубины,

облака, как рубины, прошли,

как тяжелые, красные льдины.

К поэтическим тропам относится еще и аллегория. Но употребляется она редко. В основном в баснях. Когда ты называешь кого-то ослом, козлом или бараном, подразумевая, что этот человек глуп, как вышеприведенные животные, это и есть аллегория.

Можешь ты встретиться и с олицетворением. Например, иногда ты говоришь «облака в небо спрятались», это олицетворение, так как облака вряд ли играют в прятки.

А тучи, как люди,

Как люди, они одиноки.

Еще бродит по поэтическим тропам гипербола. Гипербола – это преувеличение. Все мы склонны преувеличивать, особенно когда ругаем кого-нибудь.

Гуляет по поэтическим тропам литота. Это как антигипербола. Помните, в мультике есть Черный Плащ, который делает добро, и Анти-Плащ, который, соответственно, пакостит. Здесь все точно так же. Гипербола все преувеличивает, а литота все преуменьшает. Дюймовочка – можно сказать, жертва литоты.

Зайчушка моя, я твой зайчонок,

Крошка моя, я твой пупсенок,

Рыбка моя, я икринка,

Глазик ты мой, я соринка!

Не надо удивляться при встрече с иронией. Она тоже из этой компании. Ирония – это когда мы в обыденной речи говорим: «Ну, он просто красавец! В кавычках, естественно». То есть ирония – это употребление слова или фразы в смысле, противоположном прямому.

Мы идем по лесу, песенки поем.

Ежикам-повесам горы нипочем!

Не страшен нам серый волк,

Нам не страшны ни человек, ни зверье.

Ведь нас, ежей, целый полк,

Мы вам покажем урок,

От жизни мы возьмем, возьмем свое!

Идем мы стадом,

Эй, не зевай, а ну с дороги уйди!

Частый гость на поэтических тропах – метафора. Метафора – это то же самое сравнение, только ты не называешь тот предмет, который с чем-то сравниваешь. Таким образом, метафора должна быть очень точной, чтобы ты по сравнению могла догадаться, о каком предмете идет речь.

Осень, в небе жгут корабли,

Осень, мне бы прочь от земли.

Реже можно встретиться на этой дорожке с метонимией и синекдохой. Они очень похожи, почти что близнецы. Метонимия – это когда ты говоришь: «Мама, перестань кричать, уже весь дом знает, что я получила 2 по математике!» «Весь дом» – это метонимия, ведь знает не сам дом, а те, кто в нем находятся.

С синекдохой еще проще. Это просто употребление единственного числа вместо множественного.

С тропами мы теперь разобрались. Примемся за фигуры. В поэзии фигуры – это особые сочетания слов, которые выходят за рамки обычного употребления. Но не думай, что в обычной каждодневной речи мы совсем не пользуемся фигурами, пользуемся, еще как, просто сами об этом даже не подозреваем.

А сейчас у нас будет такой своеобразный конкурс красоты, на котором мы будем оценивать фигуры (естественно, поэтические). Итак: первая фигура – рефрен. Его можно встретить практически в любой песне. Рефрен – это повторение одной или нескольких строк в конце куплета или после определенного сочетания строк.

Меня ты скоро позабудешь,

Художник, что рисует дождь,

Другому ангелу ты служишь

И за собой не позовешь,

Художник, что рисует дождь,

Художник, что рисует дождь.

Чем-то похожа на рефрен анафора. Когда каждая строка стихотворения начинается с одного и того же слова или фразы – это анафора.

Я с тобой – герой,

Я с тобой – ковбой,

Я с тобой – я твой,

Защитить готов тебя!

Тома, Тома, выходи из дома,

Тома, Тома, я страдаю, Тома!

Вообще, надо сказать, все фигуры чем-то похожи друг на друга. Чем-то напоминает рефрен и анафору параллелизм. Это такой прием, когда строки стихотворения строятся похоже, как бы параллельно.

Другие две похожие фигуры – это оксюморон и антитеза. Оксюморон сам так же нескладен, как и его название. Если ты хочешь удивить публику, достигнуть необычного, малопонятного смысла, тебе не избежать встречи с оксюмороном. Оксюморон – это сочетание несочетающихся слов.

Я крашу губы гуталином,

Я обожаю черный цвет,

И мой герой, он соткан весь

Из тонких запахов конфет.

Очень похож на оксюморон алогизм. Уже по одному названию ясно, что ни о какой логике здесь не может быть и речи. Алогизм строится на умышленном нарушении логических связей. В итоге получается комический эффект.

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Антитеза – это противопоставление явлений. И эти два противоположные по смыслу слова должны стоять в стихотворении рядышком, спинка к спинке. Это тоже прием для любителей экзотики.

Был он грустен или весел

Только смерть большое торжество.

На истертом красном плюше кресел

Изредка мелькает тень его.

А. Ахматова

К фигурам относятся всякие риторические штучки: риторический вопрос, риторическое обращение и риторическое восклицание. Это все очень просто. Если не с кем поговорить или все уже опостылели, обращайся ни к кому – и это будет не шизофрения, а что-нибудь риторическое. Риторический вопрос – это вопрос, который ты задаешь без желания получить на него ответ, можно сказать, в никуда.

Где твои крылья, которые нравились мне?

Риторическое обращение – это когда ты обращаешься не к какому-то реальному собеседнику, а, например, к стенке, к стулу, к мухе и т. п.

Скажи ты мне, речка,

Скажи мне, рябина,

За что я его полюбила?

Риторическое восклицание очень похоже на риторическое обращение, только после него надо поставить восклицательный знак и дальше писать с большой буквы. И если у тебя явная тяга к риторическим восклицаниям, пиши лучше оды.

Прощай, чужая земля!

Но нам здесь больше нельзя,

Мы стали легче тумана,

Мы стали чище дождя.

Теперь нам осталось рассмотреть только две фигуры – эллипсис и умолчание. Если ты хочешь писать динамично, чтобы можно было спеть твое сочинение под ритм техно или рэпа, то твой незаменимый помощник – эллипсис. Для того чтобы получилась ритмичная речь, из стихотворных строк надо убрать лишние слова, которые затрудняют быстрое произношение, например глаголы.

Плейбой рядом со мной,

Мой милый бэби,

Плейбой – клевый такой,

Одет, как денди,

Плейбой – просто герой,

С тобой я леди,

Сладкий мой бэби,

Я так люблю тебя!

Умолчанием, наоборот, лучше пользоваться натурам, склонным к философствованию, и романтикам. Оно может помочь тем, кто частенько не знает, как закончить начатую фразу. В общем, умолчание – это предложение, которое внезапно прерывается, и после этого ставится многоточие. Но только не надо прерывать его совсем уж внезапно, оставив от слова одну или пару букв. У читателя должен быть простор для воображения, чтобы домыслить, что ты имела в виду, но не надо делать этот простор необъятным.

Вишня, вишня, зимняя вишня.

Прекрасных ягод аромат…

Белый снег ложится чуть слышно…

Никто ни в чем не виноват…

Это очень хороший пример умолчания, так как непонятно, причем тут вишня и в чем никто не виноват. А если не виноват, зачем об этом говорить?

Ну вот, мы можем сказать, что все знаем о том, как стих приукрасить. Дерзай! Но не советуем запихивать в одно четверостишие все тропы и фигуры, это все равно что надеть на себя сразу всю одежду, какая имеется в гардеробе.

Категория: Я ЛЕГКО ПИШУ СТИХИ | Добавил: admin (02.11.2014)
Просмотров: 1353 | Теги: как писать стихи, вдохновение, тема стихотворения, ритм стихотворения, советы начинающим поэтам, поэтические термины, рифма | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0