Прообраз идеи может быть любым. Чувство. Образ. Смутные воспоминания о
том, как у вас билось сердце, когда вы танцевали на выпускном балу в
школе. Человек, которого вы мельком видели в автобусе. Ваш старый дядя
Вильмонт, который любил закладывать за воротник. Можно задаться
вопросом: «А что, если вдруг?..» А что, если вдруг президентом станет
марсианин? Что будет, если вдруг нищенка найдет миллион долларов? Что,
если вдруг знаменитого пловца разобьет паралич? Прообраз идеи —
расплывчатое чувство. Вам начинает казаться, что та или иная концепция,
образ или персонаж может стать основой будущего сюжета. Хотите написать
роман? Возьмите тот прообраз идеи, что вам больше по сердцу. Скажем,
дядя Вильмонт. Первый шаг сделан. Теперь вы берете ручку и бумагу и
пускаетесь на поиски сюжета. Уильям Нотт в «Искусстве
беллетристики» советует начинать не с идеи (которую он называет темой), а
с персонажей, «которые так и просятся на лист бумаги. Эти персонажи
должны волновать вас, умолять поведать читателям их историю». Итак,
вы начинаете с дяди Вильмонта, хотя еще толком и не знаете, что вы
хотите о нем рассказать. Вы понятия не имеете, как он поведет себя в
произведении. Вы уверены в одном: дядя Вильмонт — человек интересный. Он
коллекционирует жуков. Он курит пахучий табак. Травит смешные анекдоты.
Громко ругается с женой. Он старый социалист, и его убеждения
непоколебимы. Как вам использовать этот персонаж в романе? У вас уже
сформировался яркий образ дяди Вильмонта, но как вы ни стараетесь —
сюжета все нет. Вы застряли. Ну где же сюжет? С дядей Вильмонтом должно
что-нибудь приключиться. Вы ищете дилемму. Чтобы поджечь лес — нужна
спичка. Чтобы оживить персонаж — нужен конфликт. В дяде Вильмонте
вас всегда особенно поражала одна черта — жадность. Может, к нему
зайдет жулик и предложит купить болото во Флориде? Что на это скажет
дядя? Наверно, согласится. Дядя Вильмонт жадный. Вы решаете набросать в
общих чертах, что может случиться с дядей Вильмонтом. Целиком идеи пока
нет, есть только ее начало: «жадность приводит к…». Следующий
шаг: прикиньте, что произойдет в конце. Вам хочется, чтобы дядя Вильмонт
получил урок, но будет ли тогда рассказ выглядеть правдиво? Дядя
Вильмонт всегда был жадным. Он никогда не платит. Значит, дяде
Вильмонту каким-то образом удастся найти преимущества в сложившейся
ситуации. В конце концов он победит. Что он обретает? Богатство?
Духовные качества? Любовь? В рассказе должна быть изюминка. Допустим,
его все-таки обманули. Он устраивает шумиху. Его фотографию публикуют в
газете. Журнал «Тайм» пишет о нем статью. Дядя потрясающе дает интервью.
Донахью приглашает его в прямой эфир. На дядю смотрит вся страна.
Жадность толкала его вперед, он обрел славу. Идея готова: «жадность
приводит к славе». Не существует специальной формулы, используя
которую можно создать идею произведения. Вам просто сначала нужно
придумать персонаж или ситуацию, потом поставить персонаж перед дилеммой
и представить, что может произойти дальше. Дайте волю воображению.
Количество вариантов бесконечно. Ладно, один рассказ закончен,
возьмемся за другой. Допустим, вам нравится сюжет о выпускном бале и
девушке, которую вы едва не пригласили на танец. Что можно
сделать с этим сюжетом? Представим, что персонаж произведения — умный,
но очень застенчивый парень, который влюбился в девушку, не
перемолвившись с ней ни единым словом. Его дилемма — безответная любовь.
Его зовут Отто, ее Шейла. Ему известно одно: она только что переехала к
ним в город, и ее отец — миллионер. Когда Отто видит Шейлу, его
парализует страх. Он не смеет подойти к ней. Идея готова? Еще нет.
Возможно, она будет звучать так: «великая любовь ведет к…». Впрочем, мы
еще не уверены. Вы дали волю своему воображению, и вот что
получилось: летом Отто проходит мимо дома Шейлы и видит, как она
загорает, купается в бассейне и т. д. У него перехватывает дыхание,
запотевают очки. Он хочет подойти к ограде, чтобы поближе взглянуть на
нее, но ноги вдруг становятся ватными. Наконец, он набирается мужества и
звонит ей по телефону. Да, она его вроде помнит. Да, она согласна
прийти на свидание. Они начинают встречаться. Он так в нее влюблен, что,
когда они вместе, заикается. Поначалу он ей интересен, ее привлекает
его ум, но вскоре Отто становится ей скучен. Он не прикольный, а Шейла
прикольная. Она увиливает от свиданий. Он впадает в отчаяние, замыкается
в себе, думает о самоубийстве. Если Отто сведет счеты с жизнью, то идея рассказа: «великая любовь ведет к самоубийству». Если он обретет счастье с другой девушкой: «безответная любовь приводит к другой любви». Если он с головой погрузится в работу: «безответная любовь превращает в трудоголика». Три столпа идеи Специальной
формулы, позволяющей создать идею произведения, не существует. Однако,
по Эгри, каждая идея должна включать в себя персонаж, который через
конфликт приходит к результату. Трус отправляется на войну и становится
героем. Герой вступает в бой и оказывается трусом. У Самсона отрезают
волосы, и он утрачивает силу, но потом вновь ее обретает. Формулируя
идею, помните о трех ее столпах: персонаже, конфликте и результате.
Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой,
переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации. «Можно
ли брать идею, которой кто-нибудь уже воспользовался?» — спросите вы.
Конечно, делайте это с чистой совестью. В романах Флобера «Госпожа
Бовари» и Льва Толстого «Анна Каренина» идея одна: «запретная любовь
ведет к смерти». То же самое с менее известными романами, имевшими спрос
на рынке. Сколько раз уже обращались к сюжету Самсона и Далилы?
Десятки. А сколько раз писали про простую, но достойную девушку, которая
в итоге выходит замуж за прекрасного принца? Таких произведений уже
миллион и еще миллион напишут. Поэтому, если надо — воруйте идеи. Любой
американский писатель может написать роман с идеей: «страсть к деньгам
приводит к богатству», но каждый будет отстаивать эту идею по-своему. |