Конец повествования часто называют «кульминацией» или «развязкой». Смысл
этих слов приблизительно одинаков. Как правило, определить границы
кульминации или развязки невозможно. Кульминация — это конкретный
момент, когда читатель понимает, что ключевой конфликт разрешен. Такой
момент наступает, когда убивают Годзиллу, героиня соглашается выйти
замуж, победа одержана, враг разгромлен, а главный злодей погибает.
Однако разрешение ключевого конфликта не означает, что идея произведения
доказана. Идею произведения доказывает единство кульминации и развязки. Допустим, вы решили написать рассказ, цель которого — доказать идею:
«бессовестный честолюбец добьется славы и успеха». Эгри говорит, что
если идея произведения удачна, она должна заключать в себе персонаж,
конфликт и вывод. Персонаж у нас уже есть — бессовестный честолюбец.
Назовем его Мартин Креншо. Коль скоро Мартин желает добиться славы и
успеха, ему нужно подобрать поле деятельности. Пусть этим полем станет
политика. Мартин собирается баллотироваться в сенат. Будет ли он лгать?
Конечно. Способен ли он на мошенничество? Без сомнения. А на убийство?
Он будет на шаг от него. Цель вашего рассказа (кульминация) будет
достигнута, когда Мартин станет сенатором. Его избрание разрешит
ключевой конфликт. Идея вашего рассказа в том, что бессовестный
честолюбец добьется славы и успеха. Значит, вы с самого начала знаете,
что Мартин станет сенатором. Он будет мухлевать с избирательными
бюллетенями, давать взятки, дискредитировать своих оппонентов и т. д.
Его отношения с семьей натянуты до предела. Мать отречется от него. По
мере приближения дня выборов давление на персонаж будет возрастать.
Наконец, наступает день выборов. Ночью ведется подсчет голосов. Мартин
одерживает победу! В развязке мы видим, как он купается в лучах славы.
Богатство не за горами. Он мирится с семьей и оппонентами и обещает
стать лучшим сенатором за всю историю штата. Идея рассказа доказана в
кульминации (победе на выборах) и развязке (примирении с оппонентами и
семьей). Вам не понравился рассказ? Хотите, чтобы бессовестный
честолюбец был наказан? Как? Хотите, чтобы с ним случилось несчастье?
Желаете ему смерти? Унижения? Ладно, давайте попробуем. Теперь идея
нашего рассказа другая: «кара бессовестному честолюбцу — смерть» (совсем
как в «Макбете»). У Мартина нет совести. Он хочет стать
сенатором любой ценой. Он лжет, мошенничает, раздает взятки и т. д. От
него уходит жена, отрекается мать, дети становятся коммунистами. Но
Мартин идет к цели, ничто не может его остановить. Накануне выборов
результаты опросов показывают, что отрыв от конкурентов минимален. Мысль
о проигрыше невыносима. Впав в безумие, Мартин хватает пистолет и на
следующее утро, в день выборов, стреляет из засады в своего конкурента.
Пуля попадает в ручку, лежащую в кармане, конкурент отделывается
царапиной. Людям кажется, что случилось чудо, конкурент получает
необходимый перевес в голосах и выигрывает выборы. Отчаявшись, Мартин
напивается и проговаривается, что в конкурента стрелял он. Против него
выдвигается обвинение в покушении на убийство. Чтобы спастись от позора и
тюрьмы, Мартин кончает жизнь самоубийством. В данном случае
кульминационным моментом в рассказе являются не выборы, а самоубийство
нашего персонажа. Вот до чего доводит честолюбие и отсутствие совести. |