Представь,
что все поэты постоянно пишут, пишут, пишут стихи. Получаются сначала
миллиметры, потом сантиметры и, наконец, целые метры стихов. Может быть,
поэтому учение о закономерности чередования сильных (ударных) и слабых
(безударных) слогов назвали метрикой. Давай
обратим внимание на наши ноги. Что будет, если мы сначала топнем ногой
(как будто это ударный слог), а потом не будем (это безударный слог),
потом опять топнем. Получится что-то типа барабанного боя. А что у нас
отбивают барабаны? Ритм. В стихотворениях сочетания ударных и безударных
слогов тоже создают ритм. И в стихотворениях ритм так же важен, как в
музыке. Без ритма стихотворения превратятся просто в строчки, кое-как
склеенные рифмой. Обыденная наша речь ритма лишена, в частности этим она
отличается от речи стихотворной. Тебе
наверняка интересно, почему это стихотворная речь вдруг стала ритмичной.
Откуда взялись стихи? Из песен. А как пели песни наши предки? Уж,
пожалуй, не с экрана телевизора и не стоя на эстраде. Песни помогали им
работать! Но попробуйте-ка петь арию «У любви, как у пташки, крылья…», а
одновременно забивать гвозди или рубить дрова. Не очень-то удобно, да?
Пращуры наши тоже не лыком шиты были, и песня у них возникала в такт
движениям. А если учесть, что работы были обычно коллективные, то песня
заодно еще и ритм труда налаживала. Песня делилась на отдельные группы
слов, которые совпадали с движениями работающих. А в конце такой группы
слов делалось сильное ударение, совпадающее с наибольшим усилием в
работе – с ударом ноги, молота, топора и т. д. Э-эх, дуби-инушка-а – ухнем! Э-эх, зеленая, са-ма пойдет! Подернем! Подернем! Да ухнем!
С
ударениями в песнях мы разобрались, но в них еще и паузы были. Паузой
заканчивался каждый стих (стих – это строка стихотворения), то есть
пауза оказывалась как раз после ударного слова. Так что песня точно
соответствовала ритму работы. После силового действия – передышка. Мы теперь знаем, что стихи ритмически организованы. Но системы стихосложения бывают разные. Самые
старые, исторически первоначальные стихи – это стихи-песни, то есть
образцы устной народной песенной поэзии. Они называются тоническими.
Тонос – это ударение. Значит, тонические стихи основаны на ударениях.
Если быть точнее, особенностью тонических стихов является то, что в
каждом стихе делается одинаковое количество ударений, но расположение
этих ударений по слогам не имеет никакой роли. Самое главное ударение –
последнее, так как оно завершает стих. Вот пример народной тонической
песни: Не былинушка в чистом поле зашаталася, Зашаталася бесприютная моя головушка — Бесприютная моя головушка молодецкая.
Такая
свобода ударений возможна потому, что в песне слова соединяются с
музыкальной мелодией – с повышением и понижением, с растягиванием и
убыстрением. Тоническим стихом сложены
почти все произведения устной поэзии: былины, песни и т. п. Поэты,
которые хотели подчеркнуть народные корни своего произведения, тоже
использовали тонический стих (например, «Сказка о рыбаке и рыбке»
Пушкина). Середина XVII века – начало
становления письменной поэзии в России. Тогда была позаимствована
польская система стихосложения – силлабическая. Силлабос – это слог.
Силлабическая система в корне отличается от тонической. Если в
тонической количество слогов не играло никакой роли, то в силлабической
как раз оно-то и занимает первое место по значимости. В силлабических
стихах количество ударений может быть любым, но зато количество слогов
должно быть обязательно одинаковым. Вот пример силлабического стиха,
написанного А.Д. Кантемиром: Когда по небу сохой бразды водить станут, А с поверхности земли звезды уж проглянут, Когда будут течь к ключам своим быстры реки, И возвратятся назад минувшие веки; Когда в пост чернец одну есть станет вязигу, Тогда, оставя стакан, примуся за книгу. <…> Все кричат: никакой плод не видим с науки; Ученых хоть голова полна, пусты руки.
Но
силлабические стихи читаются с трудом. Это замечали и сами их авторы.
Сразу стало ясно, что поспешили мы воспользоваться чужой придумкой, она к
языку нашему не подходит. Идея
соединить эти две системы принадлежит Ломоносову. Так возникло
силлабо-тоническое стихосложение, которым до сих пор мы и пользуемся. В
такой системе, как ты, наверное, сама догадалась, важно количество
слогов и ударений. После всех этих
разговоров о ритме ты наверняка вспомнила о белых стихах. Теперь ты
поняла, почему их называют стихами? Во-первых, они разделены на
отдельные строки, что свойственно только стихотворной речи, а во-вторых,
и это главное, они ритмически организованы. Это их отличие от прозы
воспринимается даже на слух. |