АКРОСТИХ
– это стихотворение, которое строится таким образом, чтобы начальные
буквы строк образовали чье-нибудь имя или фамилию, слово или целую
фразу. Акростихом можно написать, например, стихотворную загадку или
посвящение. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Чаще всего используется в баснях. АЛОГИЗМ
– стилистический прием, для которого характерно умышленное нарушение
логических связей. Употребляется чаще всего для создания комического
эффекта. АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер, в котором первый и третий слоги безударные, второй – ударный. АНАГРАММА
– это стихотворная загадка, которая основывается на перестановке в
слове букв или слогов, в результате чего образуется новое слово. АНАПЕСТ – трехсложный размер, в котором первый и второй слоги безударные, третий – ударный. АНАФОРА – единоначатие, то есть повторение слов или словосочетаний в начале стихотворных строк или строф. АНЖАБЕМАН
(ENJAMBEMENT) – несовпадение метрического членения стиха с
синтаксическим, перенос фразы, составляющей цельное синтаксическое
сочетание в одном стихе, в следующий стих. АНТИТЕЗА – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. АРХАИЗМ – слово, оборот речи, уже вышедшие из употребления в современном языке. БАЛЛАДА
– сюжетное стихотворение, в котором автор не только передает свои
чувства и мысли, но и то, что вызывает эти переживания. Также балладой
называется сюжетное стихотворение фантастического, исторического или
героического содержания. БЕЛЫЙ СТИХ – метрические незарифмованные стихи. БОГАТАЯ РИФМА – рифма, в которой совпадают предударные согласные звуки. БЫТОВАЯ
ПЕСНЯ – лирическая песня, выражающая чувства, мысли, настроения
отдельной личности. Бытовые песни делятся на любовные, жалобные,
причитания и шуточные. В ВАРВАРИЗМ – иностранное слово, оборот речи, не свойственный тому языку, на котором написано произведение, заимствованное слово. ВЕНОК
СОНЕТОВ – пятнадцать сонетов, последняя строка каждого сонета является
начальной для следующего, а пятнадцатый сонет (магистрал) состоит из
строк предыдущих четырнадцати сонетов. ВНУТРЕННЯЯ
РИФМА – это рифма, при которой слова рифмуются внутри стихотворных
строк. Рифму составляют слова, которые могут стоять рядом в стихотворной
строке, либо рифма получается между словом внутри строки и концевой
рифмой или между словами смежных строк. ВУЛЬГАРИЗМ – слово, не принятое в литературной речи, отличающееся грубостью, непристойностью и неэстетичностью. Г ГИПЕРБОЛА – преувеличение. Заключается в количественном преувеличении признаков предмета, действия. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает дальше, чем на третий от конца слог. ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма, в которой совпадает весь конец слова, начиная с предударного слога. Д ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает на третий от конца слог. ДАКТИЛЬ – трехсложный размер, в котором первый слог ударный, второй и третий – безударные. ДВУСТИШИЕ – простейшая форма строфы. Две строки, связанные парной рифмой. ДЕВЯТИСТИШИЕ (НОНА) – строфа, состоящая из девяти строк. Встречается очень редко. ДЕСЯТИСТИШИЕ (ДЕЦИМА) – строфа, состоящая из десяти строк. Чаще всего применяется в одах. ДРАМА – литературное произведение, написанное в форме диалогов, монологов действующих лиц, авторская речь – в виде ремарок. ДУМА – вид стихотворного произведения, содержание которого – размышления поэта по определенному поводу. Ж ЖАНР – вид литературного произведения. ЖЕНСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает на второй от конца слог. З ЗАУМЬ (ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК) – язык, который составляют слова, лишенные предметного значения. ЗВУКОПИСЬ – соответствие звукового состава слова смысловому заданию, чем достигается большая выразительность стихотворной речи. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – разновидность звукописи. Имитация природных звуков. И ИРОНИЯ – насмешка, употребление слова в противоположном смысле. К КАТРЕН – четырехстрочная строфа с законченной мыслью. КОЛЬЦЕВАЯ
(ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) РИФМА – способ рифмовки стихов, когда в четырехстрочной
строфе первая строка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. КОМЕДИЯ – вид драматического жанра, в котором изображается какая-либо смешная сторона жизни. КОНЦЕВАЯ РИФМА – это рифма, в которой рифмующиеся слова находятся на концах строк. Л ЛЕГЕНДА
– художественное произведение (может быть в форме фантастической
сказки), в основе которого лежит историческое событие или происшествие,
имевшее место в действительности. ЛИРИКА
– литературный жанр, произведения которого изображают переживания,
мысли и чувства героя. Характеризуются субъективностью и
восторженностью. ЛИТОТА – количественное преуменьшение признаков предмета, противоположность гиперболе. ЛОГОРИФ – это словесная игра, в которой надо из букв одного длинного слова составить другие слова. М МАГИСТРАЛ – см. Венок сонетов. МАДРИГАЛ – один из видов лирического жанра. Небольшое стихотворение, содержащее комплимент тому лицу, к которому он обращен. МАКАРОНИЧЕСКИЙ СТИХ – вид шуточного стиха, текст которого содержит большое количество иностранных слов. МЕТАГРАММА
– это стихотворная загадка, в которой указывается, что если к
загаданному слову прибавлять по одной букве (или убавлять), то
получаются новые слова. Метаграмматической называется перестановка
начальных слогов или букв в рядом стоящих словах с целью получения
комического эффекта. МЕТАФОРА – перенос значения слова по сходству. В ее основе всегда лежит формально не обозначенное сравнение. МЕТОНИМИЯ – перенос значения по смежности явлений. МЕТРИКА – система стихотворных правил. МОНОСТИХ – стихотворение, состоящее из одного стиха с законченной мыслью. МУЖСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает на первый от конца строки слог. Н НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма, в которой рифмуются начальные слова строк. НЕОЛОГИЗМ – новое слово, созданное автором произведения. Поэтические неологизмы редко входят в общий язык. НЕТОЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой звуки, входящие в состав рифмующихся слов, не совпадают фонетически. 1) Усеченная – когда не совпадает количество согласных в заударной части рифмующихся слов. 2) Замещенная – когда соответствующие согласные заменяются эквивалентными созвучиями. 3) С перемещением – когда однородные согласные меняются местами. О ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ – песня, сюжет которой связан с какими-либо важными моментами бытовой жизни. ОДА
– торжественная песня (стихотворение), воспевающая личность, которая
своей деятельностью выражает интересы общества, важные общественные
события или идеалы. ОКСЮМОРОН – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов. ОКТАВА
– восьмистишие с твердой системой рифмовки. Первая строка рифмуется с
третьей и пятой, вторая – с четвертой и шестой, а седьмая строка связана
парной рифмой с восьмой. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ –
стилистический прием, состоящий в перенесении свойств человека на
неодушевленные предметы, явления природы, животных. ОНЕГИНСКАЯ
СТРОФА – четырнадцать строк со строгой системой рифмовки. Первые четыре
стиха связаны перекрестной рифмой, пятая и шестая (так же, как седьмая и
восьмая) составляют парную рифму, следующие четыре стиха (9, 10, 11,
12) образуют кольцевую рифму, а последние два стиха связаны парной
рифмой. П ПАРАЛЛЕЛИЗМ – стилистический прием, заключающийся в сходном, параллельном построении смежных фраз, стихотворных строк или строф. ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) РИФМА – способ рифмовки стихов, когда в строфе первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой и т. д. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
– стилистический прием, суть которого – в разделении фразы на отдельные
части или слова с целью придания речи большей экспрессии. Парцелляция
может быть слоговой, тогда она употребляется, в основном, в шуточных
стихах. ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА – способ
рифмовки стихов, когда в четырехстрочной строфе первая строка рифмуется с
третьей, а вторая – с четвертой строкой. ПИРРИХИЙ – двусложная стопа с двумя безударными слогами. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА – это созвучие, при котором после слога под ударением не совпадают гласные звуки. ПРОВИНЦИАЛИЗМ
(ДИАЛЕКТИЗМ) – слово или выражение, которые встречаются только в
отдельных областях, городах, районах и отличаются от норм литературного
языка. ПЯТИСТИШИЕ – строфа, состоящая из
пяти строк. Наиболее принята схема рифмовки, при которой пятистишие
представляет собой расширенное четверостишие с перекрестной рифмой:
первая строка рифмуется с третьей и четвертой, вторая – с пятой. Р РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ – метрическая форма, организующая стихотворную речь. РЕФРЕН – это повторение одной или нескольких строк в конце куплета или после определенного сочетания строк. РИТМ – закономерное чередование ударных и безударных слогов. РИТОРИЧЕСКИЕ
ФИГУРЫ – стилистические обороты речи, направленные на повышение
эмоциональности высказывания, привлекающие внимание читателя к
определенным частям текста. 1. Риторический
вопрос – может сохранять вопросительное значение, но не требует ответа.
Вопросительная интонация усиливает эмоциональное восприятие поэтической
речи. 2. Риторическое восклицание – также используется в целях повышения экспрессивности. 3. Риторическое
обращение – рассчитано на тот же эффект. Направлено не к реальному
собеседнику, а к предмету художественного изображения. РИФМА – звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения. Рифмы классифицируются: 1) по форме: простые и составные; 2) по расположению ударных слогов от конца строки: мужские, женские, дактилические, гипердактилические; 3) по расположению рифмующихся слов в строфе: парные, перекрестные, кольцевые; 4) по положению в стихе: концевые, начальные, внутренние; РОМАН
– большое повествовательное произведение, которое изображает ряд
событий, происшествий, приключений в жизни героев. Выделяют
авантюрно-плутовской, авантюрно-рыцарский, социально-бытовой,
политический, научно-фантастический и детективный романы. С СЕКСТИНА – строфа, состоящая из шести строк. Распадается на четверостишие с перекрестной рифмой и двустишие. СЕМИСТИШИЕ
– строфа, состоящая из семи строк с определенной системой рифмовки:
первая строка рифмуется со второй (парная рифма), третья – с седьмой,
четвертая, пятая и шестая – друг с другом. СИНЕКДОХА
– частный случай метонимии. Заключается в обозначении чего-либо
большего через его часть. Также синекдохой является употребление
единственного числа в значении множественного. СКАЗКА – произведение, в котором речь идет о вымышленных событиях, невозможных в реальной жизни. СЛОВОТВОРЧЕСТВО – см. Неологизм. СОНЕТ – лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк – двух четверостиший и двух трехстиший. СОСТАВНАЯ РИФМА – рифма, составленная из двух или трех слов. СПОНДЕЙ – двусложная стопа с двумя ударными слогами. СРАВНЕНИЕ
– изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или
понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо
важный в художественном отношении признак объекта сравнения. СТАНСЫ
– небольшое лирическое стихотворение, которое состоит из отдельных
четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, причем эти
четверостишия должны быть объединены одной общей темой. СТИХ – отдельная стихотворная строка в стихотворении. СТИХОТВОРЕНИЕ
В ПРОЗЕ – небольшое по объему произведение лирического характера,
написанное прозой, но по эмоциональности речи приближающееся к
стихотворению. СТОПА – сочетание определенного количества слогов, повторение которого (сочетания) составляет стихотворный размер. СТРОФА
– отрезок стихотворной речи, объединенный закономерным чередованием
рифм или окончаний не зарифмованных между собой стихов. Т ТАВТОГРАММА – стихотворение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. ТЕРЦЕТ – строфа из трех стихов. Считается самостоятельным, если схема рифм закончена в его рамках. ТЕРЦИНА
– строфы по три стиха, в которых средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы. Стихотворение заканчивается отдельной
строкой, рифмующейся со средней строкой последнего терцета. ТОНИЧЕСКОЕ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система написания стихов, основанная на одинаковом
количестве ударений в стихотворной строке, но расположение этих ударений
по слогам не играет никакой роли. ТОЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой совпадают все звуки, начиная с ударного. ТРАГЕДИЯ – драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в обстоятельствах, обрекающих его на гибель. ТРИБРАХИЙ – трехсложная стопа с тремя безударными слогами. ТРИМАКР – трехсложная стопа с тремя ударными слогами. ТРОПЫ
– обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении
слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности и
образности. У УМОЛЧАНИЕ
– стилистический прием, который дает слушателю и читателю пищу для
размышлений, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном
высказывании. Ф ФИГУРНЫЙ СТИХ – это стихотворение, написанное так, чтобы на бумаге оно выглядело, как какая-то фигура. ФИГУРЫ
– обобщенное название стилистических приемов. Фигуры построены на
особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического
употребления и имеющих целью усиление выразительности и
изобразительности текста. Х ХОЛОСТЫЕ
СТИХИ – незарифмованные строки в рифмованном стихотворении. Чаще всего
холостыми являются первая и третья строки четырехстрочной строфы. ХОРЕЙ – двусложный размер с ударением на первом слоге. Ч ЧЕТВЕРОСТИШИЕ – см. Катрен. Ш ШАРАДА
– это стихотворная загадка, в которой слово раскладывается на отдельные
части, а потом дается описание самого слова как целого. Э ЭЛЕГИЯ – один из видов лирической поэзии. Стихотворение, проникнутое грустью. ЭЛЛИПСИС
– пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Чаще
всего опускается глагол, что придает тексту особую динамичность. ЭПИГРАММА – небольшое стихотворение иронического содержания, высмеивающее кого-нибудь. ЭПИТАФИЯ
– надгробная надпись. Ироническая эпитафия – вид сатирической поэзии, в
котором под видом надписи на несуществующей могиле высмеиваются смешные
черты и пороки живого человека. ЭПИТЕТ – это определение, которое называет признак, особенно выделяющийся в предмете, о котором идет речь. ЭПОС – жанр повествовательной литературы, характеризуется историческим содержанием произведений и, как правило, большим объемом. Я ЯМБ – двусложный размер с ударением на втором слоге. |