Пятница, 22.11.2024, 17:31


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ [27]
КАК НАПИСАТЬ ПОВЕСТЬ [65]
КАК НАПИСАТЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ РОМАН [41]
Я ЛЕГКО ПИШУ СТИХИ [10]

Главная » Статьи » ПРОБА ПЕРА » Я ЛЕГКО ПИШУ СТИХИ

Словарь поэтических терминов, употребленных в тексте

А

АКРОСТИХ – это стихотворение, которое строится таким образом, чтобы начальные буквы строк образовали чье-нибудь имя или фамилию, слово или целую фразу. Акростихом можно написать, например, стихотворную загадку или посвящение.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Чаще всего используется в баснях.

АЛОГИЗМ – стилистический прием, для которого характерно умышленное нарушение логических связей. Употребляется чаще всего для создания комического эффекта.

АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер, в котором первый и третий слоги безударные, второй – ударный.

АНАГРАММА – это стихотворная загадка, которая основывается на перестановке в слове букв или слогов, в результате чего образуется новое слово.

АНАПЕСТ – трехсложный размер, в котором первый и второй слоги безударные, третий – ударный.

АНАФОРА – единоначатие, то есть повторение слов или словосочетаний в начале стихотворных строк или строф.

АНЖАБЕМАН (ENJAMBEMENT) – несовпадение метрического членения стиха с синтаксическим, перенос фразы, составляющей цельное синтаксическое сочетание в одном стихе, в следующий стих.

АНТИТЕЗА – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.

АРХАИЗМ – слово, оборот речи, уже вышедшие из употребления в современном языке.

Б

БАЛЛАДА – сюжетное стихотворение, в котором автор не только передает свои чувства и мысли, но и то, что вызывает эти переживания. Также балладой называется сюжетное стихотворение фантастического, исторического или героического содержания.

БЕЛЫЙ СТИХ – метрические незарифмованные стихи.

БОГАТАЯ РИФМА – рифма, в которой совпадают предударные согласные звуки.

БЫТОВАЯ ПЕСНЯ – лирическая песня, выражающая чувства, мысли, настроения отдельной личности. Бытовые песни делятся на любовные, жалобные, причитания и шуточные.

В

ВАРВАРИЗМ – иностранное слово, оборот речи, не свойственный тому языку, на котором написано произведение, заимствованное слово.

ВЕНОК СОНЕТОВ – пятнадцать сонетов, последняя строка каждого сонета является начальной для следующего, а пятнадцатый сонет (магистрал) состоит из строк предыдущих четырнадцати сонетов.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – это рифма, при которой слова рифмуются внутри стихотворных строк. Рифму составляют слова, которые могут стоять рядом в стихотворной строке, либо рифма получается между словом внутри строки и концевой рифмой или между словами смежных строк.

ВУЛЬГАРИЗМ – слово, не принятое в литературной речи, отличающееся грубостью, непристойностью и неэстетичностью.

Г

ГИПЕРБОЛА – преувеличение. Заключается в количественном преувеличении признаков предмета, действия.

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает дальше, чем на третий от конца слог.

ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма, в которой совпадает весь конец слова, начиная с предударного слога.

Д

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает на третий от конца слог.

ДАКТИЛЬ – трехсложный размер, в котором первый слог ударный, второй и третий – безударные.

ДВУСТИШИЕ – простейшая форма строфы. Две строки, связанные парной рифмой.

ДЕВЯТИСТИШИЕ (НОНА) – строфа, состоящая из девяти строк. Встречается очень редко.

ДЕСЯТИСТИШИЕ (ДЕЦИМА) – строфа, состоящая из десяти строк. Чаще всего применяется в одах.

ДРАМА – литературное произведение, написанное в форме диалогов, монологов действующих лиц, авторская речь – в виде ремарок.

ДУМА – вид стихотворного произведения, содержание которого – размышления поэта по определенному поводу.

Ж

ЖАНР – вид литературного произведения.

ЖЕНСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает на второй от конца слог.

З

ЗАУМЬ (ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК) – язык, который составляют слова, лишенные предметного значения.

ЗВУКОПИСЬ – соответствие звукового состава слова смысловому заданию, чем достигается большая выразительность стихотворной речи.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – разновидность звукописи. Имитация природных звуков.

И

ИРОНИЯ – насмешка, употребление слова в противоположном смысле.

К

КАТРЕН – четырехстрочная строфа с законченной мыслью.

КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) РИФМА – способ рифмовки стихов, когда в четырехстрочной строфе первая строка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей.

КОМЕДИЯ – вид драматического жанра, в котором изображается какая-либо смешная сторона жизни.

КОНЦЕВАЯ РИФМА – это рифма, в которой рифмующиеся слова находятся на концах строк.

Л

ЛЕГЕНДА – художественное произведение (может быть в форме фантастической сказки), в основе которого лежит историческое событие или происшествие, имевшее место в действительности.

ЛИРИКА – литературный жанр, произведения которого изображают переживания, мысли и чувства героя. Характеризуются субъективностью и восторженностью.

ЛИТОТА – количественное преуменьшение признаков предмета, противоположность гиперболе.

ЛОГОРИФ – это словесная игра, в которой надо из букв одного длинного слова составить другие слова.

М

МАГИСТРАЛ – см. Венок сонетов.

МАДРИГАЛ – один из видов лирического жанра. Небольшое стихотворение, содержащее комплимент тому лицу, к которому он обращен.

МАКАРОНИЧЕСКИЙ СТИХ – вид шуточного стиха, текст которого содержит большое количество иностранных слов.

МЕТАГРАММА – это стихотворная загадка, в которой указывается, что если к загаданному слову прибавлять по одной букве (или убавлять), то получаются новые слова. Метаграмматической называется перестановка начальных слогов или букв в рядом стоящих словах с целью получения комического эффекта.

МЕТАФОРА – перенос значения слова по сходству. В ее основе всегда лежит формально не обозначенное сравнение.

МЕТОНИМИЯ – перенос значения по смежности явлений.

МЕТРИКА – система стихотворных правил.

МОНОСТИХ – стихотворение, состоящее из одного стиха с законченной мыслью.

МУЖСКАЯ РИФМА – рифма, в которой ударение падает на первый от конца строки слог.

Н

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма, в которой рифмуются начальные слова строк.

НЕОЛОГИЗМ – новое слово, созданное автором произведения. Поэтические неологизмы редко входят в общий язык.

НЕТОЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой звуки, входящие в состав рифмующихся слов, не совпадают фонетически.

1) Усеченная – когда не совпадает количество согласных в заударной части рифмующихся слов.

2) Замещенная – когда соответствующие согласные заменяются эквивалентными созвучиями.

3) С перемещением – когда однородные согласные меняются местами.

О

ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ – песня, сюжет которой связан с какими-либо важными моментами бытовой жизни.

ОДА – торжественная песня (стихотворение), воспевающая личность, которая своей деятельностью выражает интересы общества, важные общественные события или идеалы.

ОКСЮМОРОН – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов.

ОКТАВА – восьмистишие с твердой системой рифмовки. Первая строка рифмуется с третьей и пятой, вторая – с четвертой и шестой, а седьмая строка связана парной рифмой с восьмой.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – стилистический прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы, животных.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – четырнадцать строк со строгой системой рифмовки. Первые четыре стиха связаны перекрестной рифмой, пятая и шестая (так же, как седьмая и восьмая) составляют парную рифму, следующие четыре стиха (9, 10, 11, 12) образуют кольцевую рифму, а последние два стиха связаны парной рифмой.

П

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – стилистический прием, заключающийся в сходном, параллельном построении смежных фраз, стихотворных строк или строф.

ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) РИФМА – способ рифмовки стихов, когда в строфе первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой и т. д.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – стилистический прием, суть которого – в разделении фразы на отдельные части или слова с целью придания речи большей экспрессии. Парцелляция может быть слоговой, тогда она употребляется, в основном, в шуточных стихах.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА – способ рифмовки стихов, когда в четырехстрочной строфе первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой строкой.

ПИРРИХИЙ – двусложная стопа с двумя безударными слогами.

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА – это созвучие, при котором после слога под ударением не совпадают гласные звуки.

ПРОВИНЦИАЛИЗМ (ДИАЛЕКТИЗМ) – слово или выражение, которые встречаются только в отдельных областях, городах, районах и отличаются от норм литературного языка.

ПЯТИСТИШИЕ – строфа, состоящая из пяти строк. Наиболее принята схема рифмовки, при которой пятистишие представляет собой расширенное четверостишие с перекрестной рифмой: первая строка рифмуется с третьей и четвертой, вторая – с пятой.

Р

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ – метрическая форма, организующая стихотворную речь.

РЕФРЕН – это повторение одной или нескольких строк в конце куплета или после определенного сочетания строк.

РИТМ – закономерное чередование ударных и безударных слогов.

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – стилистические обороты речи, направленные на повышение эмоциональности высказывания, привлекающие внимание читателя к определенным частям текста.

1. Риторический вопрос – может сохранять вопросительное значение, но не требует ответа. Вопросительная интонация усиливает эмоциональное восприятие поэтической речи.

2. Риторическое восклицание – также используется в целях повышения экспрессивности.

3. Риторическое обращение – рассчитано на тот же эффект. Направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

РИФМА – звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения. Рифмы классифицируются:

1) по форме: простые и составные;

2) по расположению ударных слогов от конца строки: мужские, женские, дактилические, гипердактилические;

3) по расположению рифмующихся слов в строфе: парные, перекрестные, кольцевые;

4) по положению в стихе: концевые, начальные, внутренние;

РОМАН – большое повествовательное произведение, которое изображает ряд событий, происшествий, приключений в жизни героев. Выделяют авантюрно-плутовской, авантюрно-рыцарский, социально-бытовой, политический, научно-фантастический и детективный романы.

С

СЕКСТИНА – строфа, состоящая из шести строк. Распадается на четверостишие с перекрестной рифмой и двустишие.

СЕМИСТИШИЕ – строфа, состоящая из семи строк с определенной системой рифмовки: первая строка рифмуется со второй (парная рифма), третья – с седьмой, четвертая, пятая и шестая – друг с другом.

СИНЕКДОХА – частный случай метонимии. Заключается в обозначении чего-либо большего через его часть. Также синекдохой является употребление единственного числа в значении множественного.

СКАЗКА – произведение, в котором речь идет о вымышленных событиях, невозможных в реальной жизни.

СЛОВОТВОРЧЕСТВО – см. Неологизм.

СОНЕТ – лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк – двух четверостиший и двух трехстиший.

СОСТАВНАЯ РИФМА – рифма, составленная из двух или трех слов.

СПОНДЕЙ – двусложная стопа с двумя ударными слогами.

СРАВНЕНИЕ – изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.

СТАНСЫ – небольшое лирическое стихотворение, которое состоит из отдельных четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, причем эти четверостишия должны быть объединены одной общей темой.

СТИХ – отдельная стихотворная строка в стихотворении.

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ – небольшое по объему произведение лирического характера, написанное прозой, но по эмоциональности речи приближающееся к стихотворению.

СТОПА – сочетание определенного количества слогов, повторение которого (сочетания) составляет стихотворный размер.

СТРОФА – отрезок стихотворной речи, объединенный закономерным чередованием рифм или окончаний не зарифмованных между собой стихов.

Т

ТАВТОГРАММА – стихотворение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы.

ТЕРЦЕТ – строфа из трех стихов. Считается самостоятельным, если схема рифм закончена в его рамках.

ТЕРЦИНА – строфы по три стиха, в которых средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы. Стихотворение заканчивается отдельной строкой, рифмующейся со средней строкой последнего терцета.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система написания стихов, основанная на одинаковом количестве ударений в стихотворной строке, но расположение этих ударений по слогам не играет никакой роли.

ТОЧНАЯ РИФМА – рифма, в которой совпадают все звуки, начиная с ударного.

ТРАГЕДИЯ – драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в обстоятельствах, обрекающих его на гибель.

ТРИБРАХИЙ – трехсложная стопа с тремя безударными слогами.

ТРИМАКР – трехсложная стопа с тремя ударными слогами.

ТРОПЫ – обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности и образности.

У

УМОЛЧАНИЕ – стилистический прием, который дает слушателю и читателю пищу для размышлений, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Ф

ФИГУРНЫЙ СТИХ – это стихотворение, написанное так, чтобы на бумаге оно выглядело, как какая-то фигура.

ФИГУРЫ – обобщенное название стилистических приемов. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.

Х

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ – незарифмованные строки в рифмованном стихотворении. Чаще всего холостыми являются первая и третья строки четырехстрочной строфы.

ХОРЕЙ – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Ч

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ – см. Катрен.

Ш

ШАРАДА – это стихотворная загадка, в которой слово раскладывается на отдельные части, а потом дается описание самого слова как целого.

Э

ЭЛЕГИЯ – один из видов лирической поэзии. Стихотворение, проникнутое грустью.

ЭЛЛИПСИС – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Чаще всего опускается глагол, что придает тексту особую динамичность.

ЭПИГРАММА – небольшое стихотворение иронического содержания, высмеивающее кого-нибудь.

ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись. Ироническая эпитафия – вид сатирической поэзии, в котором под видом надписи на несуществующей могиле высмеиваются смешные черты и пороки живого человека.

ЭПИТЕТ – это определение, которое называет признак, особенно выделяющийся в предмете, о котором идет речь.

ЭПОС – жанр повествовательной литературы, характеризуется историческим содержанием произведений и, как правило, большим объемом.

Я

ЯМБ – двусложный размер с ударением на втором слоге.

Категория: Я ЛЕГКО ПИШУ СТИХИ | Добавил: admin (02.11.2014)
Просмотров: 1553 | Теги: как писать стихи, вдохновение, тема стихотворения, ритм стихотворения, советы начинающим поэтам, поэтические термины, рифма | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0