Стереотипными персонажами называются герои, которые слишком хорошо
узнаваемы: распутница с золотым сердцем; шериф-садист из южного штата,
растягивающий слова; частный детектив, суровый снаружи, но добрый и
нежный внутри. Включите телевизор, и вы найдете стереотипные персонажи в
любом сериале. Под фразой «герой типа Джона Уэйна»
подразумевается стереотип киногероя, созданного Джоном Уэйном. Точно так
же с фразой «герой типа Вуди Аллена». Зрители и читатели любят делить
персонажи на типы. Это неизбежно. Не хотите думать о том, что персонаж,
созданный вами, принадлежит к какому-то типу? Не надо, за вас это
сделает читатель. Однако между новыми персонажами, принадлежащими к
определенному типу, и персонажами стереотипными существует огромная
разница. Один из первых романов, написанных Дефо, назывался
«Молль Флендерс». Молль — чудный персонаж: она энергична, кипит и бурлит
жизнью. Она не признает законов, она распутница, двумужница, воровка,
на ней грех кровосмешения, но при этом она честна сама с собой и у нее
великолепное чувство юмора. К какому типу персонажей она принадлежит?
Давайте назовем ее «милой психопаткой». Проходит несколько сотен лет, и
появляется еще один «милый психопат» — грек Зорба. Он не признает
законов, он энергичен, кипит и бурлит жизнью. Он вор и лжец, но у него
прекрасное чувство юмора и он умеет смеяться над собой. Молль и Зорба
принадлежат к персонажам одного типа, но стереотипными их назвать
нельзя. Почему? Разница видна благодаря тщательной проработке характеров
этих персонажей. Мы видим глубину характеров героев, а вместе с ней и
все различия между ними. Пьер Безухов в романе Толстого «Война и
мир» предстает перед нами в образе простодушного человека, ищущего смысл
жизни, пока судьба таскает его по полям сражений наполеоновских войн.
Пьер нерешителен, легко поддается чужому влиянию. Он пытается постичь
окружающий мир посредством запутанных философских рассуждений. То же
самое можно сказать про Конверса из романа Роберта Стоуна «Псы-солдаты»,
написанного сто лет спустя. Правда Конверс, в отличие от Пьера, бродит
не по полям сражений, а по наркопритонам Америки семидесятых. Два
персонажа очень похожи, но они не дублируют друг друга. Откуда берется
сходство? Все дело в том, что порой черты характера человека разумного и
человека вымышленного «переплетаются». Если вы встретите
интеллигента с тихим голосом, хорошо разбирающегося в средневековых
пьесах-моралите, вряд ли он окажется жадным бизнесменом или
профессиональным игроком в бильярд. Если мы столкнемся с красивой
молодой девчонкой, вряд ли нам взбредет в голову, что она увлекается
фашистской пропагандой. Добрые бабушки, обожающие вязать и печь пирожки,
бомбы в подвале, скорее всего, не делают. Читатель по намекам автора
примерно представляет, чего можно ожидать от персонажа. Когда мы смотрим
вестерн и на экране появляется мрачный грязный тип с ружьем и в черной
шляпе, сразу ясно — он плохой. Если видим гладко выбритого улыбающегося
парня, у которого из кобуры вместо пистолета торчит цветочек, а на бедре
болтается лассо, понимаем — он хороший. Если ваш персонаж
отвечает всем ожиданиям читателя, в нем нет противоречий и он не
преподносит читателю никаких сюрпризов, значит, персонаж получился
стереотипным. Если у вас старая бабушка вдруг оказывается лейтенантом
полиции в отставке, а интеллигент, сидящий весь день за книгами, тайно
увлекается боксом — значит, вы занялись ломкой стереотипа. Возьмем,
к примеру, крутого детектива. Допустим, вам нужен такой персонаж. Пусть
его будут звать Брок Митчел. Он воплощение стереотипов: находчив,
выделяется суровой мужской красотой, крепкий как кремень, во рту
постоянно спичка. Но душа у него добрая. Он любит котят. Шутки у него
ироничные и горькие. Зарабатывает мало, живет один, пьет виски. Ведет
счет блондинкам, с которыми переспал. Итак, у нас получился
идеальный стереотипный персонаж. Филипп Марлоу, Рокфорд, Сэм Спейд… у
этого персонажа тысяча лиц. Что же теперь делать? Роберту Паркеру
удалось сломать стереотип: детектив Спенсер в его романе обожает
готовить. К тому же у Спенсера начинается бурный роман с
женщиной-психологом по имени Сьюзан Силзерман. Дональд Вестлейк, работая
под псевдонимом Ричард Старк, преодолел стереотип иначе — он убрал из
внутреннего мира Паркера сентиментальность. Точно так же поступил Микки
Спиллейн с Майком Хаммером. Брок, в нашем случае, может увлекаться
азартными играми. Мы можем сделать его бывшим священником, оплакивающим
утрату веры. Будьте осторожны. Ломать стереотип допустимо только в
том случае, если эта ломка оправдана. Она должна хорошо вписываться в
характер персонажа, логически следовать из особенностей его физического
или психологического развития, социального положения. Не надо ломать
стереотип просто ради того, чтобы удивить или шокировать читателя.
Допустим, Брок Митчел спит с тринадцатилетней девочкой. Ладно, вы
сломали стереотип, возможно, вам даже удалось объяснить педофилию вашего
героя, исходя из его физических или психологических особенностей. И все
же читатель, скорее всего, сочтет ваш персонаж отталкивающим. Вы
можете наградить ваш персонаж некоторыми негативными чертами, которые
не вызовут у читателя отторжения. Допустим, Брок Митчел — клептоман,
мужественно борющийся со своей пагубной склонностью к воровству.
Клептомания, возможно, явилась результатом психологической травмы,
перенесенной в детстве. Может, его в детстве несправедливо наказали за
кражу, которой он не совершал. Читатель к такому персонажу будет
испытывать сочувствие и симпатию. Секрет создания оригинального
нового персонажа заключается в умении вплести в его характер
неожиданные, на первый взгляд плохо сочетаемые черты. На страницах
вашего романа может появиться сестра Мария из Авиньонского аббатства,
которая обожает комиксы. Можно найти нежность и сострадание там, где его
не ждешь, например в сердце нацистского штурмовика. Художник, тонкая
натура, великолепно чувствующий прекрасное, может оказаться подлецом.
Противоречия свойственны человеческой природе. Читатели приходят в
восторг, когда находят их в характере персонажей. Главное — не
переусердствовать. Жестких канонов не существует, поэтому время от
времени просто задавайтесь вопросом: «Правдоподобны ли мои персонажи?» Как
и черты персонажа, противоречия в его характере призваны служить целям
развития сюжета, они должны влиять на чувства и поведение персонажа. Персонажи, действующие в полную силу, и тест на правдоподобие Люди
порой делают глупости. Они оговариваются, забывают важные вещи,
продают, когда надо покупать, упускают возможности, не видят очевидного.
Другими словами, люди далеко не всегда и не во всем действуют в полную
силу. У человека вымышленного все иначе. Все главные персонажи
вашего произведения, как положительные, так и отрицательные, должны
прилагать максимум ума и сил при решении проблем и задач, которые вы
перед ними ставите. Допустим, героиня вашего романа оказалась одна в
мрачном доме. Начинается гроза, неожиданно гаснет свет. «Что это?» — с
чердака раздаются охи, стоны, звон цепей и прочие странные звуки.
Подобные сцены вы видели миллион раз в дешевых ужастиках. Ваша героиня
находит свечу и зажигает ее. Но если она пойдет на чердак (а так всегда
происходит в дешевых ужастиках), вы нарушите принцип «полной силы». Ни
один здравомыслящий человек, вне зависимости от того, насколько он
любопытен, в данной ситуации к чердаку и близко не подойдет. Этот
шаблонный ход широко известен под названием «идиот, рвущийся на чердак».
Никогда не прибегайте к подобным клише. Принцип «полной силы»
требует, чтобы персонаж действовал не на абсолютном максимуме
человеческих возможностей, а на абсолютном максимуме своего потенциала.
Если в драматическом произведении мы назовем некий персонаж слабым, это
вовсе не значит, что он слаб в прямом смысле слова. Ваш персонаж может
быть тряпкой весом в девяносто фунтов, но если он знает, чего хочет, и
полностью выкладывается, чтобы добиться своего, — перед нами сильный
персонаж. Умный автор всегда ставит препоны героям своего произведения.
Автор смошенничает, если не позволит своему персонажу полностью
реализовать свои возможности для преодоления препятствия, возникшего
перед ним. Если ваш персонаж будет действовать вполсилы, читатель
скажет: «Слышь, придурок, раз у тебя пожар, кончай носиться с садовым
шлангом, вызывай лучше пожарных». Персонажи, действующие в полную
силу, используют все доступные им средства. Они будут работать на
износ, на пределе своих возможностей, чтобы достичь поставленной цели.
Давайте представим, что в вашем романе есть очень застенчивый и робкий
персонаж. Назовем ее Эллен. Эллен безнадежно влюблена в женатого
мужчину, работающего в той же конторе, что и она. Эллен мечтает о нем.
Каждый раз она ждет, что он с ней поздоровается, но ее ожидания
напрасны. Мужчину зовут Кевин, он даже не подозревает о существовании
Эллен. Ей не под силу подойти к нему и просто сказать: «Слышь, Кевин,
как насчет побарахтаться со мной на сеновале сегодня вечерком после
работы?» Какое там! Она не смеет говорить с ним ни о чем, кроме работы, и
даже в этом случае она путается, запинается и краснеет. А теперь
представим, что вы писали Эллен с настоящего человека, работающего там
же, где и вы. Ее зовут Сью Эллен. Она работает бок о бок с «настоящим»
Кевином уже двадцать два года. Все это время она сохнет по нему, так и
не перебросившись ни единым словечком с объектом своей страсти, не
сделав ни одного шажка, чтобы хоть как-то сблизиться с ним. Вот она,
реальная жизнь, которая, как говорится, удивительней вымысла. Перед нами
статичная ситуация; нет ни действия, ни драмы. Читатель в нетерпении,
он ждет событий, ведь в сюжете должна быть динамика, он должен двигаться
вперед, развиваться. Человек вымышленный всегда действует на пределе
своих возможностей, и, если перед ним возникает препятствие или судьба
бросает ему вызов, он никогда не будет сидеть сложа руки, за исключением
тех случаев, когда отсутствие действия подразумевается комедийным
сюжетом. Без всякого сомнения, застенчивость персонажа
ограничивает свободу его действий. Эллен вряд ли станет играть в
открытую. И все же у нее остается еще целая куча вариантов. Поскольку вы
автор, то вам и решать, к какому варианту из всего многообразия
возможных действий и поступков прибегнет Эллен, если она начнет
действовать «в полную силу». Итак, вы заперлись у себя в кабинете и
ломаете голову над тем, что может сделать Эллен в сложившейся ситуации.
Вот несколько вариантов: • написать Кевину любовную записку; • попросить подругу поведать Кевину о ее чувствах; • позвонить Кевину и, изменив голос, признаться в любви; • пойти на психологический тренинг и развить уверенность в себе; • записаться на курсы, где учат, как очаровывать людей и быть обаятельной; • выяснить, в какой бар обычно ходит Кевин, а потом, изменив свою внешность, явиться туда; • узнать, какую церковь обычно посещает Кевин, и присоединиться к нему во время службы; • познакомиться с женой Кевина и стать ее подругой; • выпить что-нибудь для храбрости на вечеринке и выставить себя полной дурой; • подстроить так, чтобы ее назначили секретарем Кевина; • в кафе, проходя мимо Кевина, от волнения пролить кофе на его новый галстук. Список
можно продолжить и дальше. Можете составлять его каждый раз, когда ваш
персонаж сталкивается с какой-нибудь проблемой. Чем труднее персонажу
решить задачу, чем тяжелее ему приходится, тем лучше. Читатель
должен видеть, что персонаж действует на пределе своих возможностей, но
не перегните палку! Всегда задавайтесь вопросом: пройдет ли тот или иной
эпизод вашего произведения тест на правдоподобие. Допустим, у вас есть
персонаж по имени Уилфред Фромпет. Он интеллигент, носит очки, ему около
пятидесяти. Давайте представим, что Уилфред, будучи за рулем, оцарапал
или стукнул соседнюю машину. Водитель соседней машины
грубиян-иностранец, изо рта у него несет чесноком, он толкает Уилфреда, у
бедняги с носа тут же падают очки. Вы не знаете, как Уилфред поведет
себя в сложившейся ситуации. Вы перечитываете его биографию, взвешиваете
различные возможности. Вы хотите, чтобы ваш герой был мужественным и
находчивым. Уилфред открывает багажник, достает монтировку и избивает
обидчика до полусмерти. Чувствуете, что-то не так? Эпизод дал возможность взглянуть на
Уилфреда по-новому, мы узнали, что у персонажа решительный характер и в
обиду он себя не даст. Беда в том, что подобный эпизод не пройдет теста
на правдоподобие. Подобная реакция персонажа, полная злобы и агрессии,
допустима только в сатирическом произведении или «романе абсурда», где
от автора не требуется реалистичного отображения событий. Если вы
нарушите закон правдоподобия, вашу книгу сразу отправят в мусорную
корзину. Читатель прочтет такой эпизод и буркнет: «Ерунда. Уилфред
Фромпет так бы никогда не поступил. По крайней мере, ни один из
Уилфредов, с которыми я знаком». Существуют, конечно, исключения.
Уилфред может повести себя неожиданно, но только в том случае, если
подобное поведение оправдано давлением внешних обстоятельств. Другими
словами, если Уилфреда призовут в армию, он может стать сержантом
Йорком. У вас получится увлекательный роман, если вы будете со
всей тщательностью продумывать варианты действий персонажей, попавших в
ту или иную ситуацию. Когда персонажам приходит пора принимать решение,
помня о том, что они действуют в «полную силу», задайтесь двумя
вопросами: «Правдоподобно ли поведение моего персонажа?» и «Что он еще
мог бы сделать, чтобы эпизод стал более драматичным, неожиданным или
смешным?» Если будете постоянно задаваться этими вопросами,
персонаж будет действовать на пределе своих возможностей, «в полную
силу». А персонаж, действующий «в полную силу», всегда удерживает
внимание читателя. «А если мой персонаж слаб?» — спросите вы.
Ничего страшного. Если он будет полностью реализовывать свой потенциал,
он все равно изумит и восхитит читателя. Допустим, самолет, на котором
летит ваш персонаж-бизнесмен, терпит крушение в пустыне. Ваш герой
никогда не проходил курсов по выживанию в экстремальной обстановке,
значит, в данной ситуации его потенциал невысок. До катастрофы самым
страшным событием в его жизни было отсутствие льда в коктейле. Тем не
менее у вас может получиться захватывающий рассказ о том, как герой ищет
воду, охотится на ящериц и т. д., если, оговоримся, он действует на
пределе своих ограниченных возможностей. Персонаж в рамках своих
возможностей может меняться, развиваться, расти. Персонажи не статичны,
они живые и, как все живое, меняются. А меняться их заставляет волшебная
палочка автора, которая зовется конфликтом. О нем и пойдет речь в
следующей главе. |