Представьте,
вы решили сочинить стихотворение. Вполне естественно, что вы хотите
написать о чем-то конкретном. То есть у вас есть какая-то идея, которую
вы стремитесь в своем произведении выразить и которая явно отсутствует в
таких стихотворениях, как: Хоп-хей, ла, ла, лей, Где вопросы, где ответ? Хоп-хей, ла, ла, лей, Что ни говори.
Здесь
никакой речи об идее вести не стоит. Но в ваших-то стихотворениях, не
сомневаемся, она будет. Итак, у нас есть идея, и ее надо запихнуть в
тесные рамки стихотворения. Предположим, мы ее туда поместили, что
сделать при известной сноровке не так уж и трудно. Теперь
поговорим о герое, который будет выражать эту идею. Мы можем написать
стихотворение от своего имени и о своих собственных переживаниях, что
совсем нетрудно. А можем написать от другого лица. Для этого надо
придумать главного героя твоего произведения, встать на его место и
писать так, как будто ты – это он или она. А еще можно написать от своего лица, но не о себе, о ком-нибудь другом. Что-то вроде: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы.
Если
ты выбираешь такую манеру изложения, то от тебя требуется только
повествовать о событиях, ну, может быть, изредка вставлять собственные
замечания. Можно даже пару раз вклиниться в действие в качестве
второстепенного персонажа. Бывают такие
люди, которые не любят привлекать к себе внимание. У них всегда
срабатывает своеобразный стадный инстинкт. И никогда ты не встретишь
такого человека одного, он всегда в компании. Если ты относишься к
такому типу людей, смело пишите «мы». Только не забудьте объяснить, кто
такие эти «мы». А то тебя могут спутать с теми, кто страдает манией
величия и пишет «мы», подразумевая «я». Теперь,
разобравшись, от чьего имени будем писать, давай подумаем о том, на что
еще надо обратить внимание. В стихах очень важна природа и вообще
обстановка. Если ты пишешь не только о своих чувствах, но еще и о
каких-то событиях, то, вероятно, эти события будут иметь место действия.
Может быть, все будет происходить в квартире (на даче, в особняке, на
вилле, в замке), тогда окружающие вещи могут многое сказать о характере
героя, которому этот дом принадлежит. Если
действие разворачивается на природе, то можно воспользоваться приемом
психологического параллелизма. Заключается он в том, что природа как бы
живет одной жизнью с героем (или наоборот). Например, у него несчастье, в
это время гремит гром, льет дождь и бушует ужасный ураган. Или он
терпит просто временные неудачи, тогда погода стоит пасмурная, небо
серое и накрапывает дождик. Соответственно, если у героя все в порядке,
его любят, уважают, и бабушка, которую он никогда не знал, оставила ему
огромное наследство, то и в природе все прекрасно: «Травка зеленеет,
солнышко блестит», цветочки распускаются. Это и есть психологический
параллелизм. А можно, наоборот, показать разобщенность героя и природы.
Здесь все иначе. Ночка наступила, фонарики зажглися, Звездочки, как рыбки, по небу разбрелися, Только мне не спится, я с собою в ссоре И гляжу на небо в клетчатом узоре.
О
природе мы тоже поговорили, теперь давайте вспомним о костюме. Он тоже
может быть средством характеристики нашего героя. Его можно одеть в
спортивный костюм «Адидас» и шлепанцы и отправить в таком виде на
презентацию. А можно сделать из героя денди и, одев его во фрак с белой
бабочкой, отправить на картошку. В общем, возможны варианты. Конечно,
ты сама понимаешь, что совсем не обязательно пользоваться средствами,
предложенными в этой главе, но знать о них вовсе не помешает.
|