В каждом художественном произведении имеется «ключевой» конфликт.
Допустим, вы прочитали книгу. Приятель спрашивает, о чем она. Ваш мозг
моментально анализирует сюжет, находит среди побочных и периферийных
конфликтов ключевой — и ответ готов. «Про катастрофу, — говорите вы. — О
том, как затонул „Титаник"». • Ключевой конфликт в повести
«Старик и море» разворачивается между старым рыбаком и рыбой, которую он
хочет поймать любой ценой, • в романе «Шпион, который пришел с холода» — между Лимасом и следователями восточногерманской контрразведки, • в «Рождественской песне в прозе» — между Скруджем и призраками, • в «Лолите» — между Гумбертом Гумбертом и Лолитой, • в «Крестном отце» — между семьей Корлеоне и другими мафиозными кланами Нью-йорка, • в «Госпоже Бовари» — между Эммой и косностью общества, в котором она живет, • в романе «Пролетая над гнездом кукушки» — между Макмерфи и старшей медсестрой. В
каждом из перечисленных выше произведений есть еще множество других
конфликтов. У Скруджа конфликт с племянником, с клерком, с джентльменом,
пришедшим попросить денег. Помимо старшей медсестры, Макмерфи
конфликтует как с пациентами клиники, так и с другим обслуживающим
персоналом. У Лимаса конфликт с его девушкой и начальством. У семьи
Корлеоне наряду с ключевым еще десятки побочных конфликтов. У Эммы
Бовари сложности не только с мужем, но и с любовниками. Итак, самые разные конфликты, словно нити, пронизывают художественное
произведение. Главный герой, ставя себе целью сбросить с престола
короля, по ходу сюжета может еще и влюбиться. Героиня может одновременно
искать работу и разводиться с мужем. Но в драматическом произведении
всегда легко выделить ключевой конфликт. «Человек и природа», «человек и
человек», «человек и общество», «человек и его естество», «человек и
судьба» — это лишь некоторые из ключевых конфликтов, которые приводит
Раймонд Халл в работе «Как написать пьесу». Несмотря на то что
сюжет романа продиктован ключевым конфликтом, он отнюдь не определяет
жанр. Понятие жанра относится к литературной классификации, основанной
на формулах, правилах и законах торговли книгами. На книгу навешивают
ярлык: «научно-популярная литература», «детектив», «научная фантастика» и
т. д. Нравится вам или нет, но вам, автору, придется подчиняться этим
правилам и законам. Американцы считают себя людьми творческими.
Сама мысль писать в строгих рамках определенного жанра кажется им
невыносимой. К сожалению, жанровых рамок избежать невозможно. Дело в
том, что сознание каждого человека принадлежит к определенному типу (в
нашем случае жанру). Поставьте себя на место читателя. Допустим,
шурин подарил вам на день рождения книжку под названием «Кекс»,
написанную Джеймсом Н. Фрэем. Ваш шурин (вот болван!) пока нес книжку,
потерял суперобложку. По внешнему виду книги не догадаться, о чем в ней
пойдет речь. Судя по названию, она вполне может оказаться поваренной
книгой. Но не надо забывать, что слово «кекс» на сленге еще значит
«чудак», «псих». Вы раскрываете книгу, на первой странице выведено
«Кекс», а чуть ниже — «роман». «Ага, — думаете вы, — значит, это
художественное произведение». Вы смотрите, кому эта книга
посвящается: «Моей любимой жене Элизабет, которой приходится жить с
кексом и мириться со всеми его выходками». Исходя из прочитанного, вы
делаете второе умозаключение: если автор называет себя кексом, значит,
книга автобиографическая. Судя по посвящению на первой странице,
стиль автора похож на стиль Курта Воннегута. Вам нравится Курт Воннегут.
«Видать, классная книга», — думаете вы. Открываете следующую страницу,
видите эпиграф из Шекспира: «Когда пред вами яблоки гнилые, ваш выбор
небогат». «Ладно, — думаете вы, — наверное, комедия». Что за комедия, вы
еще не знаете, но, судя по эпиграфу, жанр романа должен быть
комедийным. Повествование в первой главе идет от лица автора. В
ней он рассказывает, как оттягивался в старших классах школы, что в
Сиракузах, штат Нью-йорк. Дело происходит в середине пятидесятых, автор
описывает, как напился, переспал со смешливой девчонкой на заднем
сиденье «мерседеса», как его избил защитник из футбольной команды. Стиль
повествования легкий, диалоги веселые и живые. Вы думаете, что это
книга типа «Над пропастью во ржи», только еще лучше. Вам нравятся книги
подобного рода, вы без ума от этого жанра. К этому выводу вы пришли,
после того как прочитали название, посвящение, эпиграф и первую главу. Вторая
глава начинается с того, что полиция обнаруживает труп смешливой
девушки из первой главы. Девушка зверски убита, и Джим, главный герой,
проходит по делу основным подозреваемым. Его положение усугубляется еще и
тем, что девушка, оказывается, была беременна от него. Неожиданно до
вас доходит, что вы серьезно промахнулись и жанр романа отнюдь не
комедийный. В книге нет ничего смешного. Джим пускается на поиски
серийного убийцы. Решив, что ключевой конфликт романа — поиск убийцы, вы
думаете, что у вас в руках детектив. Ваше представление о жанре романа в
корне изменилось. Третья глава начинается с того, что Джим
встречает пришельцев. Они прилетели с далекой планеты К-74, которая
называется «Кекс» и расположена в другом конце галактики. Пришельцы
некогда оставили девушку на Земле и теперь вернулись, чтобы забрать ее с
собой. Пришельцы выглядят полнейшими растяпами. Книга превращается в
фарс, когда мы узнаем о том, что пришельцев отдали под суд по обвинению в
убийстве девушки… И так далее. Вы уже заметили: раз за
разом читатель строит предположения о жанре книги, о том, что ждет ее
героев в дальнейшем. Нет разницы, существует ли на самом деле роман-фарс
«Кекс», соответствующий жанру «комедия/детектив/научная
фантастика/судебная драма». Читая роман, можно приспособиться к
незначительным колебаниям жанра. Однако во всем нужно знать меру.
Большинство читателей хочет сразу знать, к какому жанру принадлежит
книга. Они часто судят об этом по обложке или суперобложке. Если вы не
оправдаете их ожидания полностью, они почувствуют себя обманутыми и
выкинут роман. Это будет вашим поражением. Как это ни печально, но роман
«Кекс» назовут «дурацким». Читать его будет очень ограниченная
аудитория. Книги одного жанра продаются лучше, другого — хуже.
Это происходит потому, что читатели знают по своему опыту, что, скажем,
детективы им нравятся больше, чем фантастика. Поэтому книги, в которых
жанр легко определить, легче и продать. Издатели знают, что нужно
читателям. Так, по крайней мере, считают сами издатели. Поэтому из года в
год рамки жанра становятся жестче. В итоге они превращаются в
смирительную рубашку, связывающую фантазию автора. Когда это происходит,
вам приходится творить, следуя строго определенным правилам. В качестве
примера можно привести романтический жанр. Неважно, в каком
жанре творите вы: научной фантастики, фэнтези, триллера, детектива.
Главное для вас — знать правила и законы своего жанра, в противном
случае даже не мечтайте о том, что ваш роман когда-нибудь увидит свет. Как
узнать об этих законах и правилах? Очень просто: ступайте в библиотеку,
наберите стопку книг того жанра, который вам нужен, и читайте. К
сожалению, этот способ единственный, обходных путей нет. Если вы не
читали произведения того жанра, в котором собираетесь писать, вы
обречены на провал. Теперь, когда вы определились с жанром,
обратимся к идее, которую в рамках выбранного жанра вы хотите донести до
читателя. Идея? Это еще что? Скажем так: если конфликт — это порох
художественного произведения, то идея — это пушка. |