Вы не поверите, но некоторые литературоведы не признают концепции
идеи. Так, Кеннет Макгован в работе «Драматургия для начинающих» (1951)
излагает теорию Эгри об идее, при этом добавляя: «Я полагаю, что этот
поиск [идеи] — всего лишь маленькое упражнение, итогом которого станет
банальность…. весь смысл заключается в том, что хорошая пьеса должна
иметь мораль». Макгован пришел к такому выводу, основываясь на
произведениях многих авторов, написавших вагоны романов, не зная о
необходимости наличия в произведении идеи. Такие авторы пишут романы,
опираясь на интуицию. У большинства из них она очень хорошо развита. Джина
Оуэн в работе «Профессиональный подход к созданию художественного
произведения» (1974) рассказывает о том, как писала, основываясь на
интуиции. Она, как и многие писатели, парящие на крыльях вдохновения,
«почтительно выслушивала любого, кто рассуждал о персонажах, диалогах
или точках зрения, высказанных в художественных произведениях, мысленно
преклоняясь перед одним только упоминанием о том, как строить сюжет».
Однако когда речь заходила об идее (которую она называет «темой»), она
«тут же меняла разговор, т. к. считала, что речь идет о чем-то
несущественном». Однажды Оуэн собиралась писать роман и пришла в
издательство с четким планом, продуманным сюжетом и «впечатляющим досье»
на главных персонажей. Издатель вдруг спросил об идее. Она была озадачена вопросом и призналась, что об идее романа не задумывалась. Тогда
издатель заявил, что ему не о чем с ней говорить. Оуэн вернулась домой
потрясенной и долго думала над состоявшимся разговором. Она внимательно
изучила каждый из своих романов, пытаясь найти в них идеи, и пришла к
потрясающему выводу. Подавляющее большинство романов, которые не удалось
продать издательствам, не имели идеи. Зато во всех романах, имевших
успех, идея присутствовала! «С той поры, — пишет Оуэн, — я
получила море чеков за рассказы, повести и романы. Не извлеки я тогда
урок, все эти произведения никогда не увидели бы свет». Как же
Оуэн, сама того не ведая, писала рассказы и романы, содержащие идеи? Она
талантлива и творила интуитивно. Интуитивно она создавала правильные
персонажи, между которыми вспыхивали правильные конфликты, приводившие к
правильной кульминации. Оуэн утверждает, что очень многие
писатели не видят никакого смысла в поиске идеи произведения. Авторы
спрашивают: «Если можно написать потрясающий рассказ, не зная его идею,
то зачем вообще о ней задумываться?» Некоторые даже считают работу над
идеей не только пустой тратой времени, но и вредной для произведения.
Один человек сказал мне: «Слушай, а что, если автор, не прибегая к
понятию идеи, может создать яркие персонажи, конфликт и все остальные
элементы хорошего романа? Я уверяю, — высокопарно заявил он, — все твои
наставления о необходимости идеи такому автору только навредят. Он
начнет думать, что раз в романе нет четкой идеи, он упустил что-то
крайне важное. В итоге он начнет кромсать и править и без того хороший
роман!» Вот ответ на это обвинение: если персонажи вступают в
конфликт, ведущий к кульминации, значит, в романе есть идея. Ее наличие
неизбежно, даже если автор не отдает себе отчета в ее существовании. Если
вы знаете идею своего произведения, вы просто еще раз убеждаетесь, что
интуиция вас не подвела. Слово «идея», по мысли Эгри, воплощает
сентенцию: «персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации». Все
драматические произведения были написаны по схеме: персонажи вступают в
конфликт, ведущий к кульминации. Исключений нет. Если сравнить
произведение с домом, то персонажи — это кирпичи, конфликт —
строительный раствор, идея — форма. За всем этим следует каркас дома —
сюжет. |