Сейчас в песенной поэзии восхождения существует два основных
направления и одно вспомогательное. Скажем сначала об основных
направлениях. 1. Направление выражения человечной истины и путей восхождения к ней. Человечной
истиной является та часть истины, продвижение к которой делает человека
Человеком. Это истина нравственная и духовная. Продвижение к другим
частям истины, например, к истине о действии физических законов во
вселенной, еще не делает человека Человеком. В направлении
выражения человечной истины и путей восхождения к ней, во-первых,
выражается сама человечная истина как закон жизни, а во-вторых — пути
восхождения к ней, преображение, облагораживание и возвышение человека
(над своим прошлым состоянием), преодоление препятствий, прохождение
испытаний, победа над несовершенством на пути восхождения. Выражение человечной истины присутствовало и в авторской песне. Например: «Совесть, благородство и достоинство — Вот оно, святое наше воинство» (Булат Окуджава) «Моя надежда на того, кто, не присвоив ничего, Свое святое естество сберег в дворцах или в бараках» (Юрий Визбор) «Время — большая совесть, и других ты не вини, — Пусть от тебя зажигаются жизнью они» (Сергей Минин) Но песенная поэзия восхождения углубляет и расширяет выражение человечной истины. Кроме
того, песенная поэзия восхождения ставит задачу выражения путей
сознательного восхождения к человечной истине. В авторской песне были в
основном выражены, и то отчасти, лишь пути преодоления внешних
трудностей (в песнях о войне, о горных восхождениях, о преодолении
других внешних стихий). Но пути восхождения к человечной истине, ее
нравственной и духовной высоте, преодоления внутренних несовершенств
человека в авторской песне отражены почти не были. Задачу выражения этих
путей ставит в данном направлении песенная поэзия восхождения. 2. Направление, выражающее вовлечение обычных бытовых явлений в восхождение к человечной истине. Поскольку восхождение к вечным ценностям, выражаемым человечной
истиной, — дело не теории, а практики, то возвышается и преображается не
только сам человек, его сознание, но и явления, участвующие в его
обычной жизни. Прежде всего они наполняются новым, более высоким
смыслом. Например, материальные блага теряют смысл основной цели и
рассматриваются лишь как средство для совершения восхождения к
человечной истине. Бытовые явления и предметы, способные помогать
восхождению, совершенствуются, устремляются к более высокому уровню
гармонии. Остальные — исчезают из жизни. Все явления и предметы
настраиваются по смыслу и форме на проявление восхождения человека через
них и в них. Все это и выражает второе направление песенной поэзии
восхождения. Кроме того, поскольку это направление выражает
вовлечение в восхождение человека частных явлений обычной жизни, оно тем
самым дает возможность осознания восхождения начиная с небольших шагов,
посильных каждому человеку. Зарождение возможности этого
направления можно обнаружить в авторской песне в песнях Юрия Визбора.
Юрий Визбор умел в обычных жизненных ситуациях разглядеть нечто
возвышенное, гармоничное, человечное — и описывал ситуацию так, что она
представала гораздо возвышенней, гармоничней, человечней, чем её
воспринимали остальные участники событий. Однако, в отличие от
Юрия Визбора, который, возможно, просто так видел мир и так его
описывал, песенная поэзия восхождения в данном направлении ставит задачу
выражения путей сознательного возвышения, преображения,
совершенствования явлений обычной жизни, путей продвижения этих явлений
на более высокий уровень гармонии и участия в восхождении человека. 3. Третье, вспомогательное направление, выражает поиск человечной истины и путей восхождения к ней. Чаще
всего не сразу человек может настроить себя и свою жизнь на
восхождение. Сначала идет поиск глубокого смысла жизни, поиск человечной
истины, поиск возможных путей совершенствования. Этот поиск и выражает
вспомогательное направление. По своим достижениям оно еще не вполне
относится к песенной поэзии восхождения, скорее это песенная поэзия
предвосхождения, подготовки к восхождению. Но по своей цели — достижению
восхождения — это направление примыкает к песенной поэзии восхождения. |