Сначала нам придется рассмотреть характерные недостатки работы над
музыкальной частью песни, так как большинство авторов книг об авторской
песне этот вопрос не рассматривает. Затем перейдем к рассмотрению
принципов более глубокой работы над музыкальной частью песни в песенной
поэзии восхождения. Первым характерным недостатком работы над
музыкальной частью песни является постоянное применение музыкальных
шаблонов. Так, в авторской песне часто используется куплетно-шаблонный
метод, когда музыкальная гармоническая и мелодическая последовательность
полностью повторяются в каждом куплете песни от первого до последнего.
Однако часто бывает, что в одном или нескольких куплетах отдельные
строки выделяются из общего текста по внутреннему настрою и смыслу. В
таких случаях музыка, удачно сопровождавшая текст в остальных частях
песни, в месте изменения внутреннего настроя и смысла становится
несозвучной тексту, входит в противоречие со смыслом. Авторы
авторской песни среднего уровня и ниже часто применяют песенные
музыкальные шаблоны — типичные гармонические аккордовые
последовательности, повторяющиеся во многих известных песнях. На первом
этапе развития авторской песни это могло быть оправдано стремлением к
достижению единого внутреннего настроя всей авторской песни или
творчества отдельных авторов. Но затем при отсутствии развития
применение песенных шаблонов неизбежно приводит к скатыванию в
примитивизм. Нельзя сказать, что в авторской песне не было
попыток разрешить эту задачу. Некоторые авторы — например, Юрий Визбор,
Владимир Ланцберг — в ряде песен сохраняли простоту музыки при
применении нестандартных аккордовых последовательностей. При этом музыка
у них никогда не заслоняла текста песни — ее смысловой части, а лишь
служила ее раскрытию. Может быть, это происходило потому, что эти авторы
сохраняли единство с духовно-нравственными основами авторской песни и
стремились к развитию при сохранении простоты и цельности, начиная со
смысла песен. Однако со времени начала кризиса в авторской
песне достижение такой простоты не удавалось никому или почти никому из
ее новых авторов. Беда в том, что вследствие кризиса многие авторы,
создававшие новые формы (в том числе музыкальные), оторвались от
духовно-нравственных основ авторской песни и стали работать над формой в
отрыве от сути. В результате музыкальная часть их песен в
большинстве своем утратила простоту. Итак, вторым характерным
недостатком работы над музыкальной частью песни в авторской песне
является утрата простоты и цельности при развитии музыки. Авторы,
утратившие простоту и цельность идеи, как правило, не умеют писать
простую и цельную музыку. Пытаясь использовать весь свой арсенал
аккордовых и мелодических сочетаний, приемов исполнения, они утратили и
не чувствуют цельность и соответствие музыки поэтическому тексту,
стройность и внутреннее единство музыкальных построений, соизмеримость
раскрытия их частей. Кроме того, за внешней прихотливостью,
изысканностью такой музыки часто теряется текст песни, ее смысл. Другая
часть авторов, близкая к невысокому уровню «самодеятельной песни», во
время кризиса авторской песни стала сползать в примитивизм музыкальной
части песен. В песенной поэзии восхождения цель углубленной
работы над музыкальной частью песни состоит в усилении раскрытия смысла,
который несет текст песни, и в усилении его внутреннего настроя. Здесь
надо отметить, что если внутренний настрой музыка может передать так же
хорошо, как и стихи, то точный смысл она передать не может. Поэтому в
песенной поэзии восхождения работа над музыкальной частью песни
полностью зависит от смысла текста и не может стать основной. Наиболее
легкой задачей при создании музыкальной части песни является создание
музыки, выражающей идею песни. В музыке это соответствует генеральной
интонации, объединяющей все произведение своим единым настроем. Если
автор песни большей частью сосредоточен на создании поэтического
текста, достаточно сильно реализуя музыкальность песни в музыке звучания
слов и фраз, то для таких песен может быть достаточно музыкальной
части, выражающей её идею. Видимо для этого случая музыковед Владимир
Фрумкин говорил, что музыка в песне играет роль эмоциональной
избыточности и не должна соответствовать изменениям смысла песни (доклад
Владимира Фрумкина 1967 года помещен на сайте «Альтруизм»). В этом
случае музыка в куплетах может повторяться. От куплетно-шаблонного
метода такое построение музыкальной части песни отличается установлением
соответствия между генеральной интонацией музыкальной части и идеей
песни. Углубленная работа над музыкальной частью песни требует
соответствующего изучения возможностей музыки и овладения ими. Для этого
необходимо кроме приобретения навыков игры на гитаре (или другом
музыкальном инструменте) изучить внутреннее содержание, значение музыки.
Нужно установить, какие музыкальные гармонические (аккордовые) и
мелодические сочетания и последовательности выражают радость, грусть,
воодушевление, отчаяние, безразличие, свободу, отягощенность и другие
состояния сознания человека. Таким образом будет составляться
своеобразный язык музыкально-смысловых соответствий. У разных авторов он
может достаточно сильно отличаться, так как каждый человек
индивидуален, неповторим, в том числе по своему восприятию музыкальных
сочетаний и последовательностей. Проявляется такое различие
потому, что люди воспринимают объективное значение музыкальных звуков и
их последовательностей, как и объективное значение звуков речи,
через настрой своей индивидуальной внутренней направленности, что изменяет результат восприятия, как взгляд на мир
через цветное стекло. Составляя и уточняя язык
музыкально-смысловых соответствий, можно применять установленные
соответствия в углубленной работе над музыкальной частью песни. Эта
работа включает в себя, во-первых, создание главной музыкальной
последовательности, соответствующей выражению идеи поэтического текста
песни, во-вторых, создание вариантов главной музыкальной
последовательности, соответствующих раскрываемым сторонам идеи — для
применения в тех куплетах, где они раскрываются, и в-третьих, создание
допустимых музыкальных отклонений, соответствующих сильным, значительным
смысловым отклонениям в отдельных строках поэтического текста.
Допустимые музыкальные отклонения не должны нарушать ведущей роли
гармонии главной музыкальной последовательности. При совершении
этой работы необходимо также постоянно сознательно стремиться к
достижению простоты и цельности созидаемой музыки. |