Сейчас, когда упадок авторской песни состоялся, совершенно ясно
встает необходимость отделения людей, оставшихся верными
духовно-нравственным основам авторской песни, от остальной нравственно
опустившейся деградирующей массы. Видимо из этой потребности и родился
второй канал авторской песни, созданный Владимиром Ланцбергом со своими
единомышленниками. Сначала второй канал был создан в рамках
Грушинского фестиваля авторской песни с целью выявления и объединения
авторов и исполнителей, не обязательно владеющих высокой техникой пения и
игры на гитаре, но пишущих и поющих песни глубокие и значительные в
общечеловеческом смысле. Показательно, что лауреаты основного конкурса
Грушинского фестиваля, как правило, на втором канале не получали
признания. Видимо, поэтому второй канал на Грушинском фестивале стал не
нужен, и его организаторы стали проводить отдельный фестиваль второго
канала авторской песни. Этот фестиваль имеет ярко выраженную
культурную направленность, о чем говорят такие выдержки из
информационной статьи Владимира Ланцберга о фестивале, взятые с сайта
второго канала: «Если говорить о других особенностях „Второго
канала", необходимо отметить, что он сохраняет основные „законы" своих
предыдущих подмосковных слетов. Во-первых, это строгое следование
требованиям экологии и противопожарной безопасности. Во-вторых, „сухой"
закон. Конечно, отследить все возлияния внутри палаток
невозможно, но шатающихся в подпитии по территории фестиваля дежурные
милиционеры будут провожать за её пределы. Не менее строгие меры
воздействия ожидают тех, кто криками, громким пением или разговором
мешает другим, более тихим поющим, а особенно — слушающим у сцены.
Вообще фестиваль „Канала" следует воспринимать не как обычный слет КСП…
Скорее, это учреждение культуры вроде Большого театра, только без
гардероба, биноклей и шампанского в буфете. Но „мобилы" на поляне у
сцены должны быть выключены, а разговоры — вестись шепотом или в
сторонке. И „Мурку" никто не споет ни за три рубля, ни за миллион
долларов. Это в-третьих. В-четвертых, не приветствуется
какая-либо суета в „зрительном зале" во время исполнения песни,
например, хождение. Вход-выход и иные транспортные операции должны
производиться в промежутках, пока номер объявляется, а исполнитель
откашливается. Возможно, здесь перечислены не все правила, но и эти, и
возможные другие вытекают из моделей поведения людей культурных,
интеллигентных, которые и являются основными производителями и
потребителями „думающей песни для думающих людей", как сказал об
авторской песне Булат Окуджава». Появление второго канала
свидетельствует о достаточно сильной нравственной направленности у ряда
последователей авторской песни, о достаточно сильном иммунитете
авторской песни против потока пошлости, цинизма и коммерческого
интереса, захлестнувшего многие большие фестивали. Сейчас, спустя
более 20 лет после начала кризиса, у авторской песни только два пути:
либо ее последователи, осознав причины кризиса, выведут ее вверх, создав
новый, более высокий уровень нравственной песенной поэзии этого
направления, либо авторская песня окончательно деградирует, смешав
предстояние перед вечными ценностями с невысоким уровнем бытовой жизни, и
удовлетворением пустых развлекательных желаний, перестав быть авторской
песней. |