В восьмидесятые годы кризис в авторской песне развивается полным
ходом. Правда во второй половине восьмидесятых годов авторская песня
переживает всплеск, связанный с объявлением государственной перестройки и
гласности. Но этот всплеск скорее внешний, чем внутренний. Любители
критики дорвались до возможности покритиковать. Хватило этого ненадолго.
И всплеск этот был последним. Для развития авторской песни он ничего не
принес. К восьмидесятым годам в авторской песне утвердились
авторы нового поколения, создававшие более сложные поэтические и
музыкальные конструкции песен, исполнители, более профессионально
овладевшие голосом и гитарой. Чтобы не потерять их для авторской песни,
надо было соединить этот более сложный уровень творчества с более
высоким уровнем осознания духовно-нравственных основ авторской песни и
проявления его в жизни. Сделать это должны были прежде всего основатели
авторской песни, совершив труд осознания нового, более сложного уровня.
Но, видимо, большинство из них уклонилось от этого труда — ведь творить
по проложенному пути легче, чем открывать и прокладывать новые пути.
Новые же авторы часто не имели опыта предстояния перед вечным в той же
мере, что и основатели. Поэтому они не смогли самостоятельно соединить
новый, более высокий уровень внешнего мастерства с духовно-нравственными
основами авторской песни. Кроме того, в это время уходит из
жизни Владимир Высоцкий (1980 год), несколько позднее — Юрий Визбор
(1984 год). Александр Галич еще раньше был выслан из страны и погиб.
Булат Окуджава понемногу перестает писать песни. Слабеют и исчезают
живые примеры следования духовно-нравственным основам авторской песни в
жизни и песне. Конечно, в авторской песне всегда были настоящие
творческие люди, которым новые возможности и открытия дороже старых
достижений, но или таких людей оказалось немного, или они не были
достаточно активны в соединении новых форм творчества с
духовно-нравственными основами авторской песни. В результате наметившегося кризиса происходит разделение ранее единой
среды авторской песни на основателей, знающих, чувствующих основы
авторской песни, но утративших развитие, и новых авторов, творящих на
более сложном уровне, но оторвавшихся от основ авторской песни. Очень
немногие авторы нового поколения смогли самостоятельно соединить
духовно-нравственные основы авторской песни и новый, более сложный
уровень творчества. Остальные же, утратив связь с основами авторской
песни в жизни, стали работать больше над формой стиха, музыки и формой
исполнения песен. Появляется волна авторов и исполнителей,
сознательно работающих лишь над внешней техникой написания и исполнения
песен. Их вполне можно назвать академическими бессодержательниками.
Привнося в авторскую песню внутренне пустые песни и такое же их
исполнение, они разрушают внутреннюю духовно-нравственную жизнь
авторской песни. По этому поводу, как иллюстрация, вспоминается одна
христианская притча. Зашел странствующий монах в церковь
помолиться. Глядит — а вместо священника проповедует бес, одетый
священником. Встал монах в сторонку и стал внимательно следить за речью
беса, чтобы поймать его на слове, где он скажет неправду. Но бес говорил
точно, как в священной книге, ничего не изменяя. И так было до конца
проповеди. Проповедь кончилась. Люди разошлись. Тогда монах подошел к бесу и сказал: «Я узнал тебя: ты — бес!» «Точно так», — отвечал тот. «Я искал поймать тебя на слове, но ты все говорил правильно!» — сказал монах. «Я старался», — ответил польшенный бес. «Так в чем же твой секрет?» — спросил изумленный монах. «Я
говорил без огня в сердце, и знаю, что эти люди по моим словам
поступать не будут. А этого для меня уже достаточно», — ответил бес. Академические
бессодержательники создают и исполняют песни «без огня в сердце», не
давая себе труда прожить то, о чем пишут и поют. Думают, наверное, во
время исполнения песни, как бы не спутать аккорды или первый голос со
вторым. Но если человек не живет тем, о чем поет, то нет единства песни и
жизни, и это уже не авторская песня. Это, скорее, уже эстрадная
песня. Некоторые из академических бессодержательников создают
так называемые лаборатории, студии и даже театры авторской песни,
силясь втиснуть авторскую песню в несвойственные ей формы
академического, театрального или эстрадного искусства. Результаты таких
опытов получаются соответствующими их цели, оторванной от сути авторской
песни, простоты и красоты ее внутренней духовной жизни. При этом
академические бессодержательники считают себя большими авторитетами в
авторской песне, посматривая на других свысока, не понимая всей глубины и
трагичности своего разрыва с авторской песней, ее духовно-нравственными
основами. За неимением внутренней прожитости (огня в сердце),
происходящей из единства человека с духовно-нравственной идеей, часть
академических бессодержательников играет нагнетением эмоций. Например,
Елена Камбурова во многих своих песнях нагнетает нарочито глубокий и
тягучий эмоциональный трагизм. В связи с этим, как
предупреждение, вспоминаются строки из известной песни М. Володина
«Гори, моя душа»: «Так дай нам Бог понять на нашей страшной тризне, что
все, в чем нет огня, не стоит ни гроша». В настоящей авторской
песне исполнитель песни сосредотачивается на сути, заключенной в песне,
которую он хочет донести, а не на эмоциях, которые она вызывает. (Так
пел Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и другие, внутренне
сосредотачиваясь на сути песни). А по нему, как по камертону,
настраиваются зрители, слушатели — те, кто хочет прикоснуться к сути
песни, участвовать в ее внутренней жизни, создаваемой исполнителем. Кроме
разделения среды авторской песни на основателей, утративших развитие, и
новых авторов, оторвавшихся от основ авторской песни, кризис проявился
еще и в ослаблении общественного, общинного настроя среды авторской
песни. Авторы, исполнители и любители нового поколения, все меньше
осознававшие и чувствовавшие в своей жизни проявление
духовно-нравственных основ авторской песни, стали все более выдвигать на
первый план свои личные интересы: желание личной победы в фестивальном
конкурсе, желание привилегированного положения в среде авторской песни
за счет своих званий, знакомства с организаторами фестивалей и многое
другое. Содержание песен таких авторов стало глубоко
индивидуалистическим, зацикленным на личных переживаниях, часто
невысокого бытового уровня. Уменьшается число песен и авторов
философско-сознательного раздела, требующего выражения в песне
предстояния перед большим, чем личная жизнь и через него перед вечными
ценностями. В частности, все меньше становится песен высокого уровня,
выражающих единство автора с другими последователями авторской песни,
творческим содружеством, своим народом, Родиной. К этому времени
во всех основных направлениях авторской песни определились главные
духовно-нравственные ценности и типичные формы их выражения. Из-за
отсутствия развития появляется поток вторичных песен, повторяющих друг
друга по смыслу, набору образов, музыкальной гармонии. Это приводит к
появлению конкуренции между авторами, делению на «своих» и «чужих» как в
клубах, так и на фестивалях авторской песни. Из-за общего для авторской
песни измельчания идей песен у достигших известности, признания авторов
появляется страх перед новыми значительными по смыслу песнями.
Организаторы ряда фестивалей, лелея «избранных», пропускают на
конкурсные сцены фестивалей песни среднего и низкого уровня, на фоне
которых песни «избранных» выглядят не так тускло и убого. Вообще новым
авторам глубоких значительных песен становится очень трудно пробиться на
фестивальные сцены. Полузапрещенный статус авторской песни, в
том числе временное закрытие некоторых крупных фестивалей в этот период
(80-е годы), создавали ей ореол значительности, общечеловеческой
народной ценности — порой даже там, где для этого не было достаточных
оснований, что также мешало увидеть нарастающий кризис и осознать его
причины. В общем, кризис авторской песни выразился в достаточно
сильном отходе от духовно-нравственных основ авторской песни в жизни. В
результате слабеют характерные признаки авторской песни, становится
менее четким и ясным ее отличие от других песенных течений. Честные
последователи авторской песни бьют тревогу, стараются понять, что же
случилось, почему исчезает прежний настрой авторской песни. Об этом
написанная в восьмидесятые годы песня Ливановой «Репетиций не надо»: Репетиций не надо, их кончился срок. Песня ждет на листке из блокнота. До упора на сердце закручен колок, Чтобы слышать фальшивую ноту. Как уже надоело твердить без конца В честь гитары привычные оды… Расчехлите зажатые ваши сердца — Песня выпустит их на свободу. Мчатся кони под берег обрывистый, Песней сердце навылет пронзив. Никакая гитара не вывезет, Если нечего ей вывозить. Километры истертых, натруженных лет И посмертных пластинок звучанье, Поколение первых, сказавшее «нет», Тех, кого приучали к молчанью. Где ты, первый мой прожитый день без вранья? Как мучительны эти уроки! Все труднее и реже даются друзья, Так же, как настоящие строки. Мчатся кони… А кого ты сегодня в дорогу берешь, Чтоб струна не могла оборваться? Тех, кто к жизни пожизненно приговорен По законам лицейского братства. Чем сегодня оплачена песня твоя? Что сказать мы готовы друг другу? Да и стоит ли за руки браться, друзья, Ради просто гитары по кругу? Мчатся кони… Желая
сохранить настоящую авторскую песню, единство с ее
духовно-нравственными основами, многие последователи авторской песни
стремятся к этому всеми силами, ищут выход. Но, видимо, никто из них до
конца не понимает, что же случилось и что надо делать. |