Необходимость постоянной углубленной работы над поэтическим текстом
песни вытекает из устремления авторов песенной поэзии восхождения к
восхождению в человеческом и песенно-поэтическом направлении.
Восхождение в человеческом направлении состоит из утверждения в себе все
более высокого уровня человечности и других черт человеческого
облика. Восхождение в песенно-поэтическом направлении состоит из
достижения все более высокого уровня идеи и её раскрытия в песне, все
более высокого уровня выражения идеи в слове. Осознав высокую
духовно-нравственную идею, автор открывает ее различные стороны,
проявляющиеся в жизни, и стремится выразить эти стороны в песне. Однако
раскрытие идеи в песне должно быть гармоничным, обеспечивающим простоту,
цельность, соизмеримость раскрытия разных сторон идеи. Рассмотрим эти
качества по очереди. Простота поэтического текста — это
состояние, при котором в немногих обычных словах и фразах можно выразить
множество сторон глубокого и высокого смысла явления, идеи. Цельность
— это подчинение всех частей песни идее, которую она выражает, ради
которой она написана. Присутствие цельности в произведении собирает
внимание зрителя, слушателя к единому центру и делает такое произведение
наиболее сильным. Под соизмеримостью раскрытия разных сторон
идеи в песне понимается такое их раскрытие, при котором все они, каждая в
своей необходимой мере, служат выражению, раскрытию идеи песни, не
заслоняя, а гармонично дополняя друг друга до единого целого. Когда при
раскрытии различных сторон идеи песни одна или несколько сторон
заслоняют другие, идея песни раскрывается односторонне, неполно и
негармонично. Чтобы избежать этого, надо во время создания текста песни
сознательно следовать необходимой степени раскрытия каждой из
раскрываемых сторон идеи. При работе над многогранным выражением
идеи часто бывает, что одновременно открываются два-три (или больше)
пути продолжения мысли. Но удержать в сознании сразу несколько таких
путей (и тем более реализовать их в поэтическом тексте) очень трудно.
Автор может потеряться в этих продолжениях, каждое из которых имеет свою
цель, и, частично выразив раскрытие каждого из них, потерять
соизмеримость и цельность. Чтобы избежать этого, надо сознательно
или по чувству выбирать путь продолжения, развития мысли, наиболее
соответствующий раскрытию главной идеи песни, или писать несколько
песен, чтобы реализовать каждое из продолжений. Работа над
выражением идеи в слове на высоком уровне включает в себя работу
достижения внутреннего соответствия сторон смысла и звучания отдельных
слов и фраз раскрытию сторон идеи в песне. Чем глубже и полнее
достигнутое соответствие, тем выше владение словом. С одной
стороны, каждое отдельное слово кроме главного смысла имеет переносные
смыслы, вторичные оттенки смысла, которые создают его неповторимость и
индивидуальную смысловую ценность. Синонимы, слова с одинаковым главным
смыслом, в поэзии не тождественны, не равны. Они отличаются разными
переносными смыслами и побочными смыслами. В овладении смыслом слова
стремятся, чтобы все стороны смысла выражали главную идею песни, были
созвучны раскрытию ее сторон в песне. С другой стороны, каждое
слово обладает неповторимым звучанием, индивидуальной музыкальной
гармонией. Одни слова звучат легко и утонченно, другие грубо и тяжело,
третьи стремительно и хлестко и так далее. Само звучание слова может
помогать или мешать выражению идеи. В овладении музыкой слова стремятся,
чтобы звучание слов передавало характер описываемых явлений. Все
эти стороны — и стороны смысла, и стороны звучания, — как грани
кристалла, объединены в каждом слове, составляют его неповторимость.
Чтобы чувствовать неповторимость каждого слова и уметь ее применять,
надо внутренне жить на этом уровне. Приближает к этому постоянная работа
совершенствования в данной области. В песенной поэзии
восхождения основой поэтической работы является работа над достижением
высокого уровня идеи и её раскрытия в песне. Ведь главной целью песенной
поэзии восхождения является выражение правды о восхождении человека, о
его предстоянии перед вечными духовно-нравственными ценностями. Песенная
поэзия восхождения отвергает отдельное существование высокого уровня
выражения идеи в слове без связи с высоким духовно-нравственным уровнем
идеи, так как в таком случае не исключено получение внутренне убогих,
беспомощных произведений, не способных устремить человека к
совершенствованию, открытию новых сторон высокого и глубокого смысла,
достижению новых высот. Это отличает песенную поэзию восхождения (как и
настоящую авторскую песню) от большинства официальных систем
литературного обучения, где большое значение уделяется работе над формой
(работе над владением словом, композицией произведения и так далее) и
очень малое — работе над духовно-нравственной высотой идеи и ее
соответствующим раскрытием в произведении. |