Четверг, 08.12.2016, 07:03

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ

УГЛУБЛЕННАЯ РАБОТА НАД ПРОЖИТИЕМ ПЕСНИ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕМ

В песенной поэзии восхождения работа над глубоким прожитием песни служит достижению единства песни и жизни, достижению исполнения песен, соответствующего песенной поэзии восхождения, а также совершенствованию мировоззрения человека в процессе восхождения.

Достижение единства песни и жизни включает в себя в данном случае открытие разных сторон смысла песен, осознание каждым человеком своей индивидуальной внутренней направленности, сознательный выбор песен и сторон жизни, в которых реализуется суть, созвучная индивидуальной внутренней направленности.

Совершенствование индивидуального мировоззрения происходит в данном случае через открытие человеком новых для себя сторон жизни, осознание несовершенства, неполноты своего мировоззрения, и через работу по включению в свое мировоззрение новых сторон смысла жизни.

В углубленной работе над прожитием и исполнением песни можно применять метод построения и исполнения индивидуального смысла поэтического текста песни и метод расстановки и исполнения смысловых ударений.

Метод построения и исполнения индивидуального смысла поэтического текста песни включает в себя раскрытие сторон смысла поэтического текста, построение индивидуального смысла песни, работу над прожитием индивидуального смысла песни и его исполнением, определение и исполнение сути песни.

Первая часть этой работы — раскрытие сторон смысла — проводится малыми группами (не более 5 человек) и основана на высказывании различных взглядов на глубокий смысл,[36] заключенный в песне, не нарушающих главную идею и ее раскрытие в песне. Люди, участвующие в работе, по очереди высказывают, какой глубокий смысл они видят в строках поэтического текста. Сначала все высказываются по первой строке (или предложению), затем по второй, и так до конца текста. Высказанный глубокий смысл запоминают или записывают. Поскольку каждый человек неповторим, то разные люди видят в одних и тех же строках несколько разный глубокий смысл.

Эта работа, во-первых, показывает каждому, что в тексте песни содержится гораздо больше сторон смысла, чем может заметить он сам, и побуждает к поиску более широкого и глубокого смысла в каждой песне. Во-вторых, стороны смысла, высказанные другими, обогащают каждого, расширяя и углубляя его индивидуальное понимание смысла песни, над которой ведется работа. Привыкнув во время работы в группе видеть разные варианты глубокого смысла, в дальнейшем можно упражняться и в одиночку, рассматривая глубокий смысл песни под разными углами, не нарушающими главную идею и ее раскрытие в тексте песни.

На примере песни Юрия Визбора «Фанские горы» покажем в виде таблицы несколько вариантов индивидуального смысла.

На втором этапе работы — составлении индивидуального смысла песни — каждый работает отдельно от других, уточняя свой глубокий смысл каждой строки с помощью результатов первого этапа работы. Исходя из сторон смысла, высказанных другими, у каждого смысл песни может изменяться и обогащаться по сравнению с его начальным пониманием. После того, как завершено составление индивидуального смысла песни, переходят к третьему этапу.

Третий этап — работа над прожитием индивидуального смысла песни и его исполнением. На этом этапе сначала нарабатывают исполнение песни вместе с исполнением индивидуального смысла, мысленно следуя по нему во время исполнения песни. При этом исполнитель песни представляет себя участником или очевидцем реальности песни, события которой имеют составленный им индивидуальный смысл. Отмечая изменения своего внутреннего состояния, исполнитель запоминает их соответствие индивидуальному смыслу строк текста песни. Таким образом создается прожитие индивидуального смысла песни.

Затем нарабатывают исполнение песни вместе с исполнением индивидуального смысла и его прожитием.

После этого исполнитель может для углубления и усиления исполнения перейти к определению и исполнению сути песни. Суть песни содержится в ее идее. Для выражения этой сути песня и была написана. И вокруг неё должен быть собран в том числе индивидуальный смысл песни. После приведения индивидуального смысла и его прожития в соответствие с сутью песни нарабатывают её исполнение.

При этом человек, исполняющий песню, концентрируется на сути, которая содержится в песне, правде, которую она несет, а не на эмоциях, связанных с песней. Исполняющий песню предстоит перед правдой, которую она несет, перед вечными духовно-нравственными ценностями, проявляющимися через нее, и потому он до предела правдив и искренен. Фальшь полностью исключена. Зрители и слушатели настраиваются по исполнителю песни, как по камертону, и тоже приходят в состояние предстояния перед правдой, которую несет песня и поющий ее.

Сочетание исполнения песни по её сути и индивидуальному смыслу дает сочетание внутренней цельности и индивидуального богатства исполнения песни.

Конечно, индивидуальный смысл и его исполнение должны быть допустимыми, то есть не должны вступать в противоречие со смыслом и внутренним настроем, заложенными в песне автором, чтобы песня была узнаваема в новом исполнении и по смыслу, и по внутреннему настрою.

В песенной поэзии восхождения также присутствует и работа над техникой игры на музыкальном инструменте, и работа над владением голосом. Но эта работа в песенной поэзии восхождения является вспомогательной и никогда не может стать основной, так как через нее не реализуется главный смысл песни.

Работа над построением, прожитием и исполнением индивидуального глубокого смысла песни, выполняемая постоянно, помогает распознавать исполняемый индивидуальный смысл песни, заложенный и передаваемый исполнителями. Это дает возможность отличать исполнителей, принадлежащих песенной поэзии восхождения по сути исполняемого ими индивидуального смысла и не принадлежащих ей.

Кроме метода построения и исполнения индивидуального смысла можно использовать метод расстановки и исполнения смысловых ударений. Этот метод исходит из того, что каждое цельное поэтическое произведение имеет одну главную мысль (в которой сконцентрирована его идея), ради выражения которой оно написано. Поэтому сначала находят и выделяют те строки (или строку), в которых высказана главная мысль. Далее текст выстраивается относительно этой главной мысли. Определяя, как служит раскрытию главной мысли каждая строка или группа строк текста, расставляют смысловые ударения, соответствующие повышению или понижению внутреннего напряжения смысла текста. Когда это закончено, переходят к работе над исполнением песни, выделяя в нем главную мысль и исполняя расставленные смысловые ударения.

На той же песне («Фанские горы» Юрия Визбора) покажем несколько вариантов расстановки смысловых ударений.

В первом и втором варианте ударения расставляются только в куплетах. Припев идет рефреном, как простое изложение сопутствующих фактов.

В первом варианте главная мысль содержится в двух последних строках третьего куплета. (Это мысль о том, что человек для того и попал в горы в первый раз, чтобы снова возвращаться туда, так как там он обретает то, что для него является самым главным в жизни). К этой главной мысли ведет вся песня. Поэтому внутреннее напряжение текста растет примерно равномерно от начала первого куплета к концу третьего с выделением частных смысловых ударений в каждом куплете.

Во втором случае главная мысль содержится в двух первых строках первого куплета и двух последних строках третьего куплета. (Если человек побывал в горах, полюбил их, то жизнь равнин для него уже мелка, и он обязательно вернется в горы, как только сможет). Поэтому получается две вершины внутреннего напряжения текста: выделяется первый и третий куплет, а во втором куплете внутреннее напряжение текста меньше.

В третьем и четвертом вариантах припев является еще одним смысловым центром, содержащим ту мысль, что горы ждут человека, чтобы отразиться в его сознании, быть воспетыми им, участвовать в его пути вверх.

В третьем случае смысловые ударения в куплетах расставляются как в первом случае. Главная мысль припева содержится в двух последних строках припева.

В четвертом случае смысловые ударения в куплетах расставляются как во втором случае. Расстановка смысловых ударений в припеве как в третьем случае.

Две группы смысловых центров (в куплетах и припевах) показывают связь человека с горами в рассмотрении и со стороны человека, и со стороны гор, что выводит читателя, слушателя из личного мира автора в надличностное пространство.

Однако вариант расстановки смысловых акцентов исполнителем песни должен быть допустимым, то есть не должен уводить от внутреннего настроя и смысла, заложенных в песне ее автором. Допускается лишь раскрытие новых сторон главной идеи и настроя, не противоречащих главной идее и настрою, изначально заложенным в песне. В результате исполняемая песня должна быть узнаваема не только по форме, но и по смыслу, и по внутреннему настрою.

Если в рассмотренной песне Юрия Визбора «Фанские горы» главную мысль поместить в две последние строки второго куплета (пятый вариант), то получится прожитие и исполнение песни, противоречащие смыслу и внутреннему настрою, заложенному в песню автором. Это произойдет, если главной сделать мысль о том, что для человека равнин, полюбившего горы, все лучшее находится в горах, и сознание реальности этого лучшего постоянно присутствует в человеке, напоминает о себе. Тогда как сам Юрий Визбор ставил акцент на том, что он оставил сердце в горах и обязательно туда вернется, а не на том, что он просто помнит о горах.

Углубленная работа над прожитием и исполнением песни наряду с достижением исполнения песни, соответствующего песенной поэзии восхождения, способствует совершенствованию человека, который ее производит. Во-первых, человек учится распознавать за формой явлений жизни их суть. Это способствует осознанию внутренних связей между ними и в том числе осознанию своей связи с явлениями жизни и своего места среди них. Во-вторых, человек учится открывать новые стороны явлений жизни, в том числе своей. Это способствует самопознанию, осознанию своих несовершенств и путей их исправления, продвижению к большему совершенству, и кроме того, осознанию своей индивидуальной внутренней направленности, нахождению связанной с ней цели жизни, построению и совершенствованию своего индивидуального мировоззрения и путей достижения цели жизни.

Категория: ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ | Добавил: admin (25.06.2013)
Просмотров: 525 | Теги: песенная-поэзия, авторская песня, бардовская песня, направления авторской песни, тематика авторских песен, анализируем авторские песни | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0