Авторская песня началась в нашей стране с предстояния людей перед
освобожденной от иллюзий правдой жизни во время Великой Отечественной
войны и жестокостей тоталитарного режима, с проблемы духовного и
нравственного выживания людей в этих условиях и желания высказать
открывшуюся страшную и прекрасную правду о человеческом выборе перед
лицом жизни и смерти, перед лицом вечных ценностей. Поводом для
возникновения авторской песни, как отмечали многие, явилась смерть
Сталина и связанное с ней ослабление жестокости тоталитарного режима, в
том числе ослабление цензуры на литературные произведения. Стало можно
говорить и писать о многих сторонах правды, не боясь репрессий со
стороны государства (расстрелов, каторжных работ в концентрационных
лагерях и т. д.), бывших до этого обычным делом. Официальное
государственное искусство, в том числе песенное, молчало о многих
сторонах открывшейся правды. И люди стали сами писать песни и стихи об
этом. Духовно-нравственные основы авторской песни оформились
исходя из целей, к которым внутренне устремлялись люди, создававшие
авторскую песню, из их предстояния перед вечными духовно-нравственными
ценностями. Открыв предстояние перед вечными духовно-нравственными ценностями,
его возвышающее, облагораживающее действие, люди стали искать
продолжения этого предстояния в жизни. Они стремились сохранить и
развить умение выражать это предстояние в песнях и стихах. Объединившись
в содружество авторской песни, люди устремлялись к открытию новых
горизонтов, достижению новых высот, в том числе в самой авторской песне.
Шел сильный и многосторонний поиск форм песен и жизни движения
авторской песни. Авторы, исполнители, любители объединялись в клубы,
ходили в туристские походы, интересовались поэзией, прозой, классической
музыкой, живописью, театром, историей, философией, занимались
фотографией, любительскими киносъемками, писали песни, стихи,
организовывали концерты, фестивали и семинары авторской песни. В
поиске форм жизни движения авторской песни многое шло в ход: и
исторические аналоги поэтов-певцов (барды, менестрели, миннезингеры
средневековой Европы), и литературные герои (большей частью
романтической направленности), и театральные формы жизни, и собственные
находки и идеи. Жизненность найденного проверялась беспристрастным и
честным судом последователей авторской песни и временем. В
процессе развития авторской песни у ее последователей укреплялось и
росло сознание ее ценности, общечеловеческой, общественной значимости.
Не развлечение и не простое личное увлечение, а серьезное дело, нужное
людям, народу, стране. Это возвышало и облагораживало, придавало
достоинства, распрямляло людей в полный рост. Таким образом, в
течение шестидесятых-семидесятых годов были найдены и укрепились формы
песни и жизни движения авторской песни. И к началу восьмидесятых годов
авторская песня подошла к рубежу, от успешного прохождения которого
зависело ее дальнейшее развитие и существование. |