Авторская
песня родилась как песня мыслящих людей о том, как сохранить в себе
человеческий облик — мужество, достоинство, благородство, совесть,
человечность — в любых условиях жизни, в том числе в самых суровых. Перед
зарождением авторской песни российский народ прошел через тяжелые
испытания войны и тоталитарного режима. Те, кто среди этих испытаний
сохранил в себе человеческий облик, считали это самым ценным, что нужно
сохранить и передать другим. Многие из этих людей стали писать песни и
стихи. Так родилась авторская песня. Эталоном человека в авторской песне служили сначала люди, прошедшие войну. Так в песне Владимира Высоцкого: Давно смолкли залпы орудий, Вокруг только солнечный свет. На чем проверяются люди, Если войны уже нет? Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: «Ты бы пошел с ним в разведку — Нет или да?» По
следам военных подвигов возникли мирные подвиги — покорение горных
вершин, бурных рек, арктических пространств. И тогда эталоном жизни
становилась собственная жизнь во время наивысших испытаний и победа в
них. Так в песне Краснопольского «Первый перевал»: И так уж повелось с тех давних светлых пор: Пока в груди не молкнет сердца стук, Высокой чистотой тех наших первых гор Мы измеряем жизни чистоту. Вся
остальная жизнь происходила в предстоянии перед эталоном человека, в
сравнении себя с этим эталоном, в стремлении достичь его: «Так ли высоко
и чисто живу?» Характерно также, что авторская песня изначально
передавала прежде всего не переживания, а смысл событий. В ряде песен
она несла смысловые идейные обобщения, являвшиеся программой жизни: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» (В. Высоцкий, «Прощание с горами»), «Песня о друге» (В. Высоцкий), «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» (Б. Окуджава, «Возьмемся за руки, друзья»), «Совесть, благородство и достоинство — Вот оно, святое наше воинство» (Б. Окуджава, «Совесть, благородство и достоинство»), «Моя надежда на того, кто, не присвоив ничего, свое святое естество сберег в дворцах или в бараках» (Ю. Визбор, «Деньги»). Таким
образом, наследие авторской песни состоит в том, что она внесла в
российскую культуру песню мыслящих людей о Человеке, о том, как он живет
и как им становятся во время тяжелых испытаний. По большому счету
авторская песня — это искусство быть Человеком и выражать это в стихах
при сопровождении музыкой. Если автор человечен, красив и велик как
человек, то и песни его вдохновляют многих. Если же как человек автор
плох, то и песни его мало кому нужны. Такой была авторская песня в
первые два десятилетия своего существования. Но время шло, война
уходила все дальше в прошлое, тоталитарный режим сначала ослаб, а потом
совсем ушел в небытие. Тяжелые насильственные испытания из жизни
исчезли. А самостоятельно жить на высоком уровне напряжения выбрали
очень немногие. И авторская песня стала меняться. Тема жизненного
подвига, тема преодолений и восхождений, тема становления Человека
стала звучать слабее. Большинство талантливых авторов в авторской песне в
настоящее время пишут по большому счету о достаточно бескрылой бытовой
жизни. Немного дорожной романтики, немного грез об интеллектуальных
полетах, немного о музыке и стихах, много городской обыденности, много
печали и скепсиса по поводу жизненных неурядиц и по привычке немного о
правде и человечности. Также усилилась линия эстрадной и
внешнеэстетической песни. Такое ощущение, что основатели
авторской песни, сначала под внешним давлением, а потом своим
устремлением штурмовали горные склоны и вышли на некоторую высоту —
заданный основателями уровень авторской песни — где затем разбрелось в
разные стороны нынешнее поколение последователей авторской песни, уже не
помышляя о дальнейшем пути вверх. Многие же и вовсе спустились вниз. Не
Человек для них главное. Поскольку новых суровых всенародных
испытаний — войны, тоталитарного режима — в России, к счастью, не
предвидится, то создать новый, более высокий уровень песни мыслящих
людей о становлении и жизни Человека смогут те авторы, которые сделают
целью жизни свое восхождение как человека. И в этом отличие нового
уровня авторской песни от прежнего, где главным было сохранение уже
достигнутого уровня Человека, с которым и сравнивали себя основатели
авторской песни. Для того, чтобы не спорить о названии, какая
песня является авторской, а какая нет, я называю новый уровень песенной
поэзии духовно-нравственного направления песенной поэзией восхождения
человека и даю ему такое определение: песенная поэзия восхождения
человека — это искусство быть Человеком, сознательно совершающим
восхождение к новым, более высоким уровням мужества, совести, красоты,
человечности, и выражать это восхождение в стихах при сопровождении
музыкой. Создавать это искусство будут те авторы, для которых оно будет
жизненно необходимо. |