Суббота, 10.12.2016, 04:04

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 8 КЛАСС

МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868—1936) «Челкаш»
11.09.2014, 14:49

      Восьмиклассники имеют некоторое представление о жизни и творчестве М. Горького: в 7 классе они изучали повесть писателя «Детство», знакомились с рассказом «Старуха Изергиль». Это позволяет учителю сделать акцент на проблемах поэтизации гордых и сильных людей и наметить переход от чисто романтических героев к персонажам произведений о реальных условиях жизни, хотя и достаточно экзотических.

      Речь идет о рассказе «Челкаш», изучение которого требует некоторого исторического комментария об особенностях жизни в России 80—90-х годов XIX века. Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»), дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени.

      Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. В пособии Н. И. Гердзей-Капицы «Горький в школе» выделен ряд произведений писателя, изображающих людей, опустившихся на «дно жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков, одним из которых был Челкаш.

      Горький объяснял свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

      Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали следующие события: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

      Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя В. Г. Короленко у крыльца его квартиры. «Было уже часов девять утра, — пишет Горький, — когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

      — Значит — пробуйте написать большой рассказ, решено?

      Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

      — Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

      Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

      — Радует меня удача ваша...

      Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами — в них сияло так много милой радости о человеке.

      Радость о человеке — ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».

      «Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически».

      «Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам» (А. В. Луначарский).

      Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

      — Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

      — Проанализируйте звукопись во вступлении. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груЗ, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

      — Что вы находите своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

      — В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа? В какой степени вообще море является своеобразным действующим лицом в рассказе? Какое настроение создают в повествовании картины моря? Почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа? Почему Челкаш чувствует себя «лучшим» рядом с морской стихией? Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?

      — Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы?

      — Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Сопоставьте его с портретом молодого деревенского парня. Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила?

      — Автор пишет: «Двое людей мечтали...» О чем мечтали герои рассказа? Почему писатель назвал их людьми, а не по имени?

      — Что Челкаш считает необходимым для того, чтобы человек имел свое лицо, чтобы мог «от всякого требовать уважения к себе»? Что больше всего злит Челкаша в Гавриле? На каких «крыльях мечты» полетел Гаврила?

      Определить отношение автора к Челкашу ученики смогут без труда. Важно выяснить с учащимися, какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле. Можно предложить ученикам для анализа такой отрывок:

      «Я теперь... богач!» — визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. О чем Челкаш сказал: «Разве из-за денег можно так истязать себя?»

      — Чего и кого боится Гаврила, в чем причина его страха?

      — Почему Гаврила, чуть не убивший Челкаша, называет его братом, родным, целует его руку? Какими чувствами, по-вашему, вызвано такое его поведение? Ведь бояться ему теперь, казалось бы, нечего.

      — Как вы понимаете сцену, когда Гаврила просит простить его грех, а Челкаш говорит: «Гнус! И блудить-то не умеешь!»?

      — Почему вновь Горький пишет: «Два человека помолчали»? Как ведет себя в финале Челкаш? Как вы объясните такое описание: «Гаврила... перекрестился... свободно и глубоко вздохнул, спрятал их [деньги] за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш»?

      — Какое значение имеет для рассказа заключительная картина моря?

      — Что можно сказать об обществе, которое не находит применения духовным силам таких людей, как Челкаш?

      (Использованы материалы Н. Гердзей-Капицы, Н. Жегалова, А. Чичерина и др.)

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 8 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1057 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0