Восьмиклассники
имеют некоторое представление о жизни и творчестве М. Горького:
в 7 классе они изучали повесть писателя «Детство»,
знакомились с рассказом «Старуха Изергиль». Это позволяет учителю
сделать акцент на проблемах поэтизации гордых и сильных людей и
наметить переход от чисто романтических героев к персонажам произведений
о реальных условиях жизни, хотя и достаточно экзотических.
Речь идет о рассказе
«Челкаш», изучение которого требует некоторого исторического комментария
об особенностях жизни в России 80—90-х годов XIX века.
Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей,
вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»),
дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего
времени.
Горький раньше
других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал»,
который находился вне общества, но характеризовал именно это общество.
Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. В пособии
Н. И. Гердзей-Капицы
«Горький в школе» выделен
ряд произведений писателя, изображающих людей, опустившихся на «дно
жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно
знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков,
одним из которых был Челкаш.
Горький объяснял
свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел
перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление
жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он
возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки
чекана одного года».
Созданию рассказа
«Челкаш» предшествовали следующие события: в июле 1891 года
Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за
истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его
мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали
проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»).
В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим
там босяком, о котором потом вспоминал: «...Изумлен был я беззлобной
насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный
мною в рассказе «Челкаш».
Три года спустя
Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя
В. Г. Короленко у крыльца его квартиры. «Было уже часов
девять утра, — пишет Горький, — когда мы воротились в
город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:
— Значит —
пробуйте написать большой рассказ, решено?
Я пришел домой
и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик
рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно,
как только он умел делать, поздравил меня.
— Вы написали
недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..
Расхаживая по
тесной комнате, потирая руки, он сказал:
— Радует
меня удача ваша...
Незабвенно хорошо
было мне в этот час с этим лоцманом, я молча следил за его глазами —
в них сияло так много милой радости о человеке.
Радость о человеке —
ее так редко испытывают люди, а ведь это величайшая радость на земле».
«Странные были
люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень
подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной
жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически».
«Очень многие
потянулись к живому облику горьковского босяка, потому что говорят,
что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того, когда она
была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью,
то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький
показал одомашненным уткам» (А. В. Луначарский).
Вопросы
и задания учащимся для аналитической беседы:
— Почему
рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?
— Проанализируйте
звукопись во вступлении. На какие звуки и почему «инструментовано»
описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений
вагонов, подвоЗящих груЗ, металлический вопль желеЗных листов...
дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?
— Что вы
находите своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит
волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?
— В чем
композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа?
В какой степени вообще море является своеобразным действующим
лицом в рассказе? Какое настроение создают в повествовании картины
моря? Почему отношение к морю оказывается показателем духовного
уровня героев рассказа? Почему Челкаш чувствует себя «лучшим» рядом
с морской стихией? Имеют ли значение такие характеристики этой стихии,
данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?
— Чем отличается
отношение к морю Челкаша и Гаврилы?
— Что вам
показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Сопоставьте
его с портретом молодого деревенского парня. Случайно ли, что их
первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила?
— Автор
пишет: «Двое людей мечтали...» О чем мечтали герои рассказа?
Почему писатель назвал их людьми, а не по имени?
— Что Челкаш
считает необходимым для того, чтобы человек имел свое лицо, чтобы
мог «от всякого требовать уважения к себе»? Что больше всего злит
Челкаша в Гавриле? На каких «крыльях мечты» полетел Гаврила?
Определить отношение
автора к Челкашу ученики смогут без труда. Важно выяснить с учащимися,
какими художественными средствами Горький выражает свое отношение
к Гавриле. Можно предложить ученикам для анализа такой отрывок:
«Я теперь...
богач!» — визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги
за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее,
искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор,
гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким
жадным, низким, не помнящим себя. О чем Челкаш сказал: «Разве
из-за денег можно так истязать себя?»
— Чего и
кого боится Гаврила, в чем причина его страха?
— Почему
Гаврила, чуть не убивший Челкаша, называет его братом, родным, целует
его руку? Какими чувствами, по-вашему, вызвано такое
его поведение? Ведь бояться ему теперь, казалось бы, нечего.
— Как вы
понимаете сцену, когда Гаврила просит простить его грех, а Челкаш
говорит: «Гнус! И блудить-то не умеешь!»?
— Почему
вновь Горький пишет: «Два человека помолчали»? Как ведет себя в
финале Челкаш? Как вы объясните такое описание: «Гаврила... перекрестился...
свободно и глубоко вздохнул, спрятал их [деньги] за пазуху и широкими,
твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где
скрылся Челкаш»?
— Какое
значение имеет для рассказа заключительная картина моря?
— Что можно
сказать об обществе, которое не находит применения духовным силам
таких людей, как Челкаш?
(Использованы
материалы Н. Гердзей-Капицы, Н. Жегалова, А. Чичерина
и др.) |