Уроки, посвященные
К. Ф. Рылееву и его думе «Смерть Ермака», открывают новый
раздел русской литературы XIX века и вновь тему историческую.
По этому тексту сложена песня, многим школьникам она известна.
Содержание думы перекликается как с преданиями о Ермаке, так и с
историческими песнями, обращение к которым в начале урока обязательно.
Поскольку она связана с историей и музыкой, то уроки литературы
могут быть интеграционными.
На предыдущем
уроке целесообразно дать задание школьникам по группам — одни
подготовят рассказ о Рылееве, другие — историческую справку
о событиях XVI века, борьбе с Кучумом, третьи — об иллюстрациях,
четвертые — о жанре думы, пятые — о преданиях и песнях
о Ермаке.
Такая подготовительная
работа поможет сразу активизировать весь класс, настроить его на
активное соучастие. На первом же уроке прозвучит слово учителя
о Рылееве, о нем расскажет и один из восьмиклассников, затем последует
сообщение об исторических событиях, о которых идет речь в думе,
наконец, прозвучат пересказы преданий, песен о Ермаке и, может быть,
звукозапись песни о Ермаке или один из куплетов, подготовленный
школьниками.
Первый раз чтение
думы берет на себя учитель, затем отрабатывают чтение учащиеся,
отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации, проводят словарную
работу. Дома школьники готовят рассказы о писателе, читают историческую
справку, готовят выразительное чтение думы.
На втором уроке
выступают «историки» с рассказом о писателе и пересказом исторического
материала, «филологи» читают вслух думу, размышляют над текстом
произведения, «музыканты» рассказывают и, может быть, исполняют
песенный вариант текста, «художники» рассматривают и рассказывают
об иллюстративном материале к тексту. |