Пятница, 29.03.2024, 08:38


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 8 КЛАСС

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799—1837) «Капитанская дочка»
11.09.2014, 15:10
      Важнейшие темы в курсе литературы 8 класса традиционны и имеют солидное методическое оснащение. Литературоведческие и методические труды по изучению жизни и творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого широко используются учителями и не нуждаются в дублировании. По отношению к теме «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» речь идет о широко известных пособиях Г. И. Беленького «Литература в 8 классе», А. С. Дегожской «Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении», главах об изучении «Капитанской дочки» в книгах «Пушкин в школе», составленных К. П. Лахостским и В. Ф. Фроловой (1950), В. Я. Коровиной (1978 и 1998), книге Г. П. Макогоненко «Капитанская дочка» А. С. Пушкина» и других материалах в книге «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (М., 1999).

      Поэтому есть необходимость познакомить учителя с работами, опубликованными в самые последние годы, а также вышедшими в малотиражных изданиях, педагогам практически недоступных. При этом представляется желательным преодолеть бытующее у многих авторов опасение, что их обвинят в несамостоятельности, если они используют оправдавшие себя рекомендации других авторов. На наш взгляд, это неразумная растрата накопленного опыта, который мог бы в совокупности дать типовую модель методических рекомендаций.

      В первую очередь предлагаются различные варианты систем уроков по теме «Капитанская дочка». Вслед за этим более подробно рассматриваются вопросы и задания, направленные на анализ романа (повести) по главам, т. е. «вслед за автором». Третью группу материалов представляют методические советы в рамках «пообразного анализа».

      Естественно, что при этом многие вопросы и задания в различных методических пособиях могут совпадать, но логика изложения той или иной методической модели не позволяет в ряде случаев избежать дублирования.

«Капитанская дочка»

      В пособии Б. И. Турьянской и др. «Литература в 8 классе. Урок за уроком» (М., 2000) предлагается система изучения «Капитанской дочки» из 12 уроков, характер которых можно представить по следующему оглавлению:

      1-й урок. Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

      2-й урок. Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

      3-й урок. Многозначительные обстоятельства встречи с вожатым.

      4-й урок. Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка.

      5-й урок. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

      6-й урок. Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Два военных совета. Результаты «оборонительных действий» правительственных войск в Оренбурге.

      7-й урок. Изображение народной войны и ее вождя. Отношение генерала Р. и самозванца к участи девушки-сироты.

      8-й урок. Спасение Маши Мироновой. Великодушие Пугачева. Гринев и Швабрин.

      9-й урок. Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений».

      10-й урок. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

      11-й урок. Образ Пугачева в повести. М. Цветаева. «Пушкин и Пугачев».

      12-й урок. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести.

      Данное пособие содержит в себе целевые установки, планы и описание хода уроков, задания учащимся различного типа и материалы лекций для учителя, темы самостоятельных письменных работ и другие полезные методические рекомендации.

      В статье Е. Р. Аносовой «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (8 класс)», опубликованной в пособии для учителя «Открытый урок по литературе» (планы, конспекты, материалы) (М.: Московский лицей, 1998), автор представляет не поурочное планирование, а основные этапы изучения «Капитанской дочки»:

      1. История создания повести. Жанровое своеобразие произведения. Особенности сюжета и композиции.

      2. Образ Гринева. Изображение быта и нравов дворянского общества XVIII века.

      3. Образ Пугачева и средства его раскрытия. Изображение пугачевского восстания.

      4. Позиции автора и рассказчика.

      В статье подробно раскрывается система контрольных вопросов и заданий для их использования на заключительном уроке:

      — Какие события легли в основу «Капитанской дочки»? Какова история замысла повести?

      — Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.

      — Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

      — В чем проявляется своеобразие композиции повести «Капитанская дочка»?

      — Какую роль играет в повести образ Пугачева? Какие черты характера определяют его поведение? Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым?

      — Насколько объективно автор показывает в повести Пугачева?

      — Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

      — В чем привлекательность образа Маши Мироновой? Какие черты характера Маши подчеркивает автор?

      Последний вопрос связан с названием повести, о чем говорит цитата из книги Г. П. Макогоненко: «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой — «Капитанская дочка».

      В свое время очень малым тиражом были опубликованы методические рекомендации коллектива сотрудников НИИ школ (ныне Институт общего образования МО РФ), в которых помещена статья В. П. Полухиной об изучении «Капитанской дочки». В ней автор делает акцент на понимании кажущейся простоты произведения, выделяет этические проблемы (чести, долга, благородства) и проблемы, связанные с изображением народного восстания во главе с Пугачевым. При этом автор рекомендует не разделять при сопоставлении характеристики Пугачева и Гринева, а рассматривать их во взаимосвязи. Предлагается опережающее задание всем учащимся — самостоятельно прочитать весь роман и проследить по главам, где события в жизни и деятельности Гринева и Пугачева переплетаются, а где они расходятся.

      При анализе первых пяти глав предлагаются следующие вопросы:

      — Как прошли детство и юность Гринева? Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?

      — Почему по душе пришлась ему жизнь в Белогорской крепости?

      На следующем уроке учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Почему именно Гринева Пушкин выбирает героем своего повествования?» Обращается внимание учеников на окончание эпиграфа: «...да кто его отец?», что позволяет увидеть, какое влияние на Гринева оказал его отец. Учащихся подводят к выводу, что рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить. Естественно было бы в этом случае задать вопрос:

      — Что же видел и рассказал Гринев о восстании Пугачева и как он отнесся к увиденному?

      Вопросы к следующему уроку связаны с содержанием шестой — восьмой глав:

      — Какие события и персонажи романа создают представление о размахе и закономерности восстания Пугачева?

      — Почему Белогорская крепость так легко была взята Пугачевым?

      — Как народ относился к Пугачеву?

      На последующих уроках автор предлагает вопросы и задания по сопоставлению образов Гринева и Пугачева:

      — Где и когда Гринев впервые увидел Пугачева? Какое впечатление Пугачев на него произвел?

      — Выделите основные эпизоды встреч Гринева с Пугачевым, определите характер их взаимоотношений в каждом из этих эпизодов.

      — Сделайте вывод о чертах характера Пугачева и Гринева, проявившихся в каждом из этих эпизодов. В чем сила и слабость Пугачева?

      — Почему Пугачев после реакции Гринева на калмыцкую сказку посмотрел на него с удивлением и ничего не ответил?

      — О чем, по-вашему, думал Гринев, когда «долго смотрел на белую степь», по которой неслась тройка уезжающего Пугачева?

      Итоговые вопросы обобщающего характера могут быть такими:

      — Что имел в виду Гринев, утверждая, что неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю его жизнь, дали вдруг его душе сильное и благое потрясение? О каком благом потрясении может идти речь?

      — Как изменился рассказчик, соприкоснувшись с грандиозными событиями своей эпохи?

      При работе над отдельными главами можно использовать вопросы и задания других методистов и учителей, например:

      — Близко к слову «честь», казалось бы, находится слово «честолюбие». Определите смысл того и другого термина. Кого бы в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова...» вы назвали человеком чести, а кого — честолюбивым человеком? А в романе Пушкина «Капитанская дочка»? Почему работу над романом Пушкина мы начинаем с разговора о чести?

      — Какой смысл имеет название второй главы — «Вожатый»? Чем наружность вожатого показалась Гриневу замечательной? Гринев спрашивает ямщика: «...Что там такое чернеется?» Есть мнение, что этот вопрос символический и обозначает проблему произведения. Ямщик говорит: «...волк или человек». Как бы отвечая на этот вопрос, рассказчик сообщает: «Мы поравнялись с человеком».

      — Человек говорит, что он стоит на твердой полосе, хотя погода такая, что «как раз собьешься с пути». Какое отношение имеет этот эпизод к основному содержанию романа?

      — Вожатый, получив тулупчик, говорит: «Век не забуду ваших милостей». Сдержал ли он свое слово? Каким платежом оплатил он свой долг? Так кто же все-таки Пугачев у Пушкина — волк или человек?

      Рекомендуем учителю статью А. Архангельского «Герои Пушкина» из газеты «Литература» (1996. — № 48). Приведем в качестве примера некоторые возможности использования этого материала: Гринев Петр Андреевич — главный герой последнего крупного произведения Пушкина. В исторической повести занял место «обычный человек», попавший в жестокие обстоятельства великих событий. Пушкин воспроизвел в повести принципы исторической прозы Вальтера Скотта.

      Гринев — главный герой исторической повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов. Место «обычного человека» в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести связано с образом главного героя-рассказчика.

      Как раскрываются в романе темы любви и милосердия, чести и бесчестия, историческая тема?

      «Есть что-то знаменательное в том, что свои высшие победы Пушкин часто одерживал именно в жанре исторических произведений... Историческое изображение как современности, так и прошлого для Пушкина было самым глубоким и самым истинным и вместе с тем самым поэтическим изображением» (Е. А. Маймин).

      Этими словами можно еще раз подтвердить мысль об отношении Пушкина к родной истории, об историзме его великого творчества.

      (Использованы материалы С. Алпатова, В. Аносовой, А. Архангельского, Е. Виноградовой, В. Высоцкой, Л. Гороховской, Е. Комиссаровой, Г. Красухина, Е. Маймина, В. Полухиной, Л. Росляковой, О. Селивановой, Л. Соболева, Б. Турьянской, А. Хадынской.)

      Произведения А. С. Пушкина входят в программу каждого класса первого концентра. Именно поэтому к первому уроку по данной теме школьники повторяют все, что было прочитано ранее, — стихотворения и сказки, «Песнь о вещем Олеге», «Полтаву», «Станционного смотрителя», «Дубровского», сцену из «Бориса Годунова». Рассказами о поэте, краткими пересказами прочитанных текстов, выразительным чтением наизусть начнется первый урок по теме.

      Методика изучения «Капитанской дочки» в школе имеет давнюю традицию, поскольку это произведение всегда входило в программы. Так, в статье Г. К. Бочарова в журнале «Литература в школе» (1952. — № 4) представлена система уроков по изучению «Капитанской дочки». Прошли годы, десятилетия, многое изменилось, в том числе и отношение молодого поколения к героям пушкинского романа, иначе строятся характеристики персонажей и сочинения учащихся. Однако и сегодня будет интересно рассмотреть и обсудить с восьмиклассниками написанные тогда сочинения, составленные школьниками вопросы и вопросы, поставленные перед ними учителем, например:

      — Какой мы видим Машу Миронову в начале повести?

      — Почему она отказалась стать женой Швабрина и полюбила Гринева? Как это ее характеризует?

      — Как поступила Маша, узнав, что родители Гринева не дали ему согласия на брак с нею?

      — Какая перемена происходит в Маше Мироновой в конце повести?

      — Что можно сказать об отношении Маши Мироновой к историческим событиям, которые совершаются вокруг нее?

      Познакомимся с фрагментами статьи Г. К. Бочарова:

      «Образ дочери коменданта Белогорской крепости играет большую роль в повести. Недаром произведение называется «Капитанская дочка». Жизнь Маши Мироновой тесно связана с жизнью Гринева.

      В начале повести мы видим скромную, молчаливую и застенчивую девушку. Она выросла в деревенской глуши и не получила ни дворянского воспитания, ни большого образования. Так же как и ее родители, Маша Миронова не понимает и не старается понять настоящего значения больших событий, которые совершаются вокруг нее. Восставшие крестьяне ей также кажутся злодеями и разбойниками.

      Но, читая произведение, мы постепенно обнаруживаем в Маше Мироновой привлекательные черты. Она хорошо разбирается в людях. Мария Ивановна отказалась стать женой Швабрина, потому что увидела в нем негодяя. Она полюбила Гринева, так как сумела оценить его искренность и честность. Когда родители не позволили Гриневу жениться, капитанская дочка нашла в себе силы отказаться от любимого человека. Стойко переносит она смерть родителей, жестокость и угрозы Швабрина. Преданно и глубоко продолжает Маша любить Гринева. Но вот настало время, когда любимый человек оказался в опасности. Никто, кроме нее, не может помочь ему. И скромная, застенчивая Марья Ивановна превращается в смелую и решительную девушку. Она едет в Петербург, добивается свидания с царицей и спасает Гринева».

      Вопросы для беседы о Савельиче:

      — Почему крепостной дядька Савельич вызывает у нас симпатию? Какие высокие качества характера проявляет он в своем отношении к Гриневу? Приведите примеры.

      — Почему же крепостной Савельич относится к восставшим крестьянам как к разбойникам и злодеям?

      — Какую мы можем дать оценку Савельичу?

      Крепостной крестьянин, дворовый Савельич так тесно сжился с помещиками Гриневыми, что считает себя членом этой семьи. На его глазах прошли детские и отроческие годы Петра Гринева. Словно старая нянька, ухаживает Савельич за молодым барином, заботится о том, чтобы Петр Андреевич был сыт и здоров. По-хозяйски бережет Савельич имущество барина, отечески журит его за легкомысленный проигрыш в симбирском трактире. В преданности молодому барину Савельич проявляет высокие человеческие чувства. Он бескорыстно привязан к Петру Гриневу и самоотверженно любит его. Во время поединка со Швабриным Савельич бросается к Гриневу, чтобы защитить его своим телом; в сцене приступа умоляет Пугачева повесить его и пощадить Гринева. Неизменно следует Савельич за своим барином в опасных путешествиях в пугачевский стан. Когда Савельич получил строгое письмо от старого барина, то его человеческое достоинство возмутилось незаслуженной бранью: «...а я не старый пес, — пишет он в ответ, — а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос».

      Бескорыстная любовь Савельича, его самоотверженные поступки вызывают у нас симпатию к нему. Мы видим в нем высокие чувства, на которые способен русский крестьянин. Но, воспитанный в духе преданности господам, Савельич давно оторвался от своего народа. Он привык угождать помещикам, пользоваться их «милостями» и покорно сносить наказания.

      Обратим внимание на речь героев: вспомните речь Пугачева, Хлопуши, Гринева, Савельича. Что хочет автор подчеркнуть в каждом герое речью? О чем говорят просторечные слова, пословицы и поговорки?

Категория: 8 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: уроки литературы в 8 классе, МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе
Просмотров: 3699 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0