Рассказы А. П. Чехова
появляются на уроках уже в начальной школе. По данной программе
учащиеся знакомятся с рассказами «Хирургия» в 5 классе,
«Лошадиная фамилия» в 6 классе, «Хамелеон», «Злоумышленник»
в 7 классе, «Пересолил», «Тоска», «Размазня», прочитанными
самостоятельно, «О любви» в 8 классе.
В учебнике рассказ
Чехова «О любви» поставлен рядом с бунинским рассказом «Кавказ».
Проблема любви, любовного треугольника — вечная проблема и
жизненная ситуация, которая рассматривается во многих классических
произведениях и часто встречается в жизни. Сложность этой проблемы
необычайна, поэтому важно, чтобы в классе школьники могли задуматься
над ней, высказать свое отношение, с чем-то поспорить,
с чем-то согласиться, а главное — понять авторскую
мысль. Приведем несколько фрагментов из работ восьмиклассников учительницы
В. А. Болдиной (школа № 1666 Москвы).
1. «Читая
рассказ Чехова «О любви», я невольно задумалась над тем, как я отношусь
к главному герою — Алехину. Нельзя отрицать, что он человек
честный, поскольку приехал в деревню и начал работать, чтобы уплатить
долг своего отца. Но постепенно Алехин начал опускаться… Случалось,
что он засыпал в сарае или в сенях. К тому же ему не нравилось
вести сельское хозяйство, он делал эту работу «не без некоторого
отвращения».
Когда Алехин
влюбился в Анну Алексеевну… он показал себя с лучшей стороны: не
стал разбивать счастливую семью…»
2. «…Герой
влюбился в Анну Алексеевну… Это поставило его в сложную ситуацию.
Он стал пленником своих бесконечных размышлений, боялся открыть
чувство любви самому себе, боялся, что все это выльется наружу и
создаст кучу неудобств. Он не мог разрушить семью, предать дом,
в котором ему верили и где его любили. Даже когда он понял, что
все то, что мешает ему любить, ненужно, мелко и обманчиво, Алехин
мог оставить все, погнаться за своей любовью, но он этого не сделал.
Несмелость и нерешительность помешали его любви.
Нет, я не обвиняю
этого героя, мне жаль его… Как много нужно человеку времени и душевных
сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего…»
3. «…Перед
расставанием с Анной Алексеевной Алехин понял, как были мелочны
все доводы, которые он приводил против любви к Анне Алексеевне…
Мне кажется,
что в этом и заключается мысль писателя…»
4. «…Я думаю,
что совместная жизнь А. А. и Алехина все равно бы не сложилась…
Общество не приняло бы их союз и отвергло бы эту пару… и я не исключаю
трагического финала этой истории, если бы герои поступили иначе,
чем это было в рассказе…»
5. «…У меня
сложилось впечатление, что любовь Алехина к Анне Алексеевне была
наваждением. Образ жизни Алехина доказывает это: его беспросветные
трудовые будни, в силу сложившихся обстоятельств, пробудили в нем
желание любви и нежности, чего ему так не хватало. Знакомство с
семьей Лугановичей внесло свежую струю в его жизнь… Алехин думал,
почему эта женщина не встретилась ему в свое время. Но что он мог
ей дать? Его образ жизни не позволял предложить ей что-либо лучшее…»
Как же лучше
построить уроки по этой теме?
Началом разговора
с учащимися по этой теме будет повторение предыдущего материала,
прочитанного и усвоенного школьниками. Сообщения восьмиклассников
о Чехове, пересказы текстов чеховских произведений, характеристика
героев, чеховский юмор откроют уроки по этой теме.
Учитель дополнит
их высказывания, оценит работу учащихся, подчеркнет, что впервые
им предлагается рассказ Чехова о любви (их прежнее чтение было связано
с юмористическими произведениями).
Восьмиклассникам
предлагается разобраться в сложнейших отношениях между людьми. В
рассказе сосредоточены мысли о любви, страдании, сочувствии, осуждении
нерешительности и бездействия. Все это — тонкие понятия человеческого
общения. Помочь подойти к авторскому осмыслению проблем, разобраться
в них — задача учителя и учащихся. В следующем, девятом
классе им предстоит познакомиться с более сложным сюжетом рассказа
«Анна на шее».
Постижение рассказа
«О любви» будет в большей степени подготавливать школьников
к восприятию сложнейших ситуаций этого произведения.
Основные трудности
в восприятии и осмыслении рассказа «О любви» в том, что мнение
восьмиклассников основывается прежде всего на чувстве справедливости,
сострадании, благородстве. Именно поэтому большинство учащихся считают,
что герои поступили правильно, скрывая свои чувства, не поддаваясь
им, сохраняя семью и ее спокойствие.
Школьники читают
статью о Чехове, сам рассказ, готовят ответы на вопросы учебника,
стараются осмыслить прочитанное произведение.
На следующем
уроке школьники пересказывают статью о Чехове, отвечают на вопросы,
кратко пересказывают текст произведения, выступают от лица одного
из героев, участвуют в викторине, в которую включаются вопросы по
всем изученным произведениям Чехова. (Какой рассказ так начинается...?
Какой рассказ так завершается...? Какой герой так сказал...? И т. д.)
Работа восьмиклассников
завершается итоговым словом учителя, который еще раз вместе с учащимися
рассуждает о том, чему посвящен рассказ, какой теме, каким героям.
На чьей стороне автор? Почему с такой грустью и безысходностью звучит
концовка?
Над чем предлагает
задуматься автор? В чем смысл концовки? Дома школьники еще
раз перечитывают рассказ, стараясь письменно ответить на вопросы:
«Кто прав и кто виноват в безысходности ситуации?», «Правильно ли
поступили герои?» (на выбор).
Обратим внимание
на высказывание литературоведа В. И. Коровина,
подготовившего этот рассказ к изданию в издательстве «Детская литература»:
«Рассказ «О любви»,
составивший вместе с рассказами «Крыжовник» и «Человек в футляре»
«маленькую трилогию», посвящен одной из «вечных» тем. Поэтому в
нем особенно чувствуется настроенность писателя на философский лад.
Что же такое любовь? — словно бы спрашивает себя Чехов-писатель.
Однако его не устраивает абстрактное, отвлеченное рассуждение. Про
любовь, считает он, можно лишь сказать, что «тайна сия велика есть».
И такое суждение есть подлинная и неоспоримая правда. Чтобы все-таки
приблизиться к пониманию того, что же представляет собой любовь
и почему она оказывается возможной даже при несходстве характеров
и при разности и несовпадении душевных качеств, нужно, говорит Чехов-доктор,
«индивидуализировать каждый отдельный случай». Сначала писатель
суживает разговор до особенностей, своеобразия «русской любви»,
которая, с одной стороны, состоит в романтизации чувства, в поэтизации
его («украшают розами, соловьями»), а с другой — в проверке
любви рациональными и даже «низкими», меркантильными соображениями
(«почем говядина за фунт?»). Между тем любовь — чувство бескорыстное,
не терпящее рациональных вопросов, не поддающееся власти рассудка.
Рассудочные вопросы убивают любовь. При этом вопросы далеко не праздные,
а глубоко нравственные. История, о которой повествуется в рассказе,
связана с хорошими, честными и благородными людьми. Ими овладели
и подчинили себе и обстоятельства, и внутренние, личные причины,
которые герои рассказа не в силах переступить. Суть чеховского рассказа
состоит не в том, как надо практически повести себя в сложившихся
условиях. Чехов не дает одинакового и годного для всех случаев или
только для этого случая рецепта. Философский смысл рассказа проявляется
в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные
соображения оказываются мелкими и незначительными: «Я понял,
что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить
от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или
добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
Любовь в таком понимании выше всего на свете, она не нуждается в
логических, рассудочных подпорках. В ней самой заключено ее
оправдание. Драматизм ситуации, нарисованной Чеховым, и заключается
в том, что герои оказались в плену обычных и сковавших их души представлений
о любви».
Дома восьмиклассники
самостоятельно читают рассказ «Шуточка», готовят пересказ или отзыв
на этот рассказ. |